Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио руководителя, М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, главный государственный инспектор, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИТМ Холдинг" на действия заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона ЭА-N-10870/24 "Приобретение фронтальных одноковшовых погрузчиков в целях поощрения муниципальных образований за качественное содержание благоустроенных общественных пространств" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ИТМ Холдинг" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000124010478.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено 2024-11388 предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 05.07.2024 в 11 часов 00 минут (время местное), лично присутствовали представители заказчика, уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии с использованием системы видео-конференц-связи принял участие представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Из доводов жалобы следует, что при формировании характеристик товара, являющегося объектом закупки, заказчик использовал информацию из соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако, в описании объекта закупки указаны дополнительные требований к продукции, предполагаемой к поставке, в отсутствие обоснования установления таких дополнительных требований. В связи с чем податель жалобы просил затребовать у заказчика подтверждение соответствия закупаемой техники, требованиям технической части извещения о проведении электронного аукциона, а также наличия нескольких производителей/поставщиков, имеющих возможность поставки объекта закупки, соответствующего требованиям технического задания. Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы, из которых следует, что извещение о проведении электронного аукциона составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из фактической и надлежащим образом обоснованной потребности заказчика. При этом, согласно сведениям заказчика, требованиям описания объекта закупки соответствует товар нескольких различных отечественных производителей. В адрес Красноярского УФАС России от подателя жалобы поступило ходатайство с просьбой об ознакомлении с письменными пояснениями заказчика, уполномоченного органа. Указанное ходатайство было своевременно удовлетворено. Ознакомившись с письменными пояснениями заказчика, уполномоченного органа, податель жалобы направил в адрес Красноярского УФАС России письменные возражения, в которых подателя жалобы выразил поддержку доводов, изложенных в жалобе по причине того, что ссылки заказчика на национальные стандарты либо на иные регламенты не свидетельствуют и не обосновывают необходимость установления дополнительных требований к товару. Вышеуказанные письменные возражения по ходатайству подателя жалобы, удовлетворенному Комиссией в ходе проведения заседания по рассмотрению жалобы по существу, были приобщены к материалам проверки. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 25 740 858,65 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта 2024-11388 закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). По общему правилу, предусмотренному пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ. Пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчик не лишен права включить в такое описание, помимо обязательных характеристик, предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, дополнительные характеристики, сопроводив их соответствующим обоснованием.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС 2024-11388 (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка погрузчика ковшового, соответствующего позиции по КТРУ 28.92.20.000-00000020.
В описании товара позиции КТРУ 28.92.20.000-00000020 предусмотрены 7 (семь) обязательных для применения характеристик. Изучив содержание описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона и сопоставив его с описанием товара вышеуказанной позиции КТРУ, Комиссия выявила, что, использовав обязательные характеристики товара, установленные в соответствующей позиции КТРУ, заказчик допустил указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик погрузчика ковшового, которые не предусмотрены соответствующей позицией КТРУ, а именно: "Проблесковый маячок оранжевого цвета", "Система бесключевого запуска двигателя внутреннего сгорания (кнопка старт-стоп) с иммобилайзером", "Стеклоочиститель электрический передний", "Стеклоочиститель электрический задний", "Омыватель электрический передний", "Омыватель электрический задний". Указанное подтверждается как доводами жалобы, так и письменными пояснениями заказчика. Следовательно, устанавливая такие характеристики, заказчику надлежало в извещении о проведении электронного аукциона обосновать необходимость использования такой информации. Проанализировав совокупность положений описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что в содержании такого описания заказчиком было сформировано следующее обоснование необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик объекта закупки, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара (оказания услуги/ выполнения работы) надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика". Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, в связи с чем правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику. Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Кроме того, из письменных пояснений заказчика следует, что товар, являющийся объектом закупки, предназначен для эксплуатации муниципальными образованиями как транспортное средство для коммунального хозяйства, обслуживания дорог и тротуаров на объектах благоустройства. Учитывая, что товар должен отвечать требованиям безопасности при эксплуатации данного вида техники, заказчиком в описании объекта закупки были установлены характеристики в соответствии с КТРУ, а также дополнительные характеристики и представлено обоснование установления определенных требований к товару, которые отвечают потребностям конечных пользователей и необходимы для выполнения соответствующих функций муниципальных образований.
В соответствии с письменными пояснениями заказчика установление характеристики "Проблесковый маячок оранжевого цвета" обусловлено содержанием пункта 3.4 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. 2024-11388 Требование "Система бесключевого запуска двигателя внутреннего сгорания (кнопка старт-стоп) с иммобилайзером" обусловлено тем, что наличие функции иммобилайзера позволяет защитить погрузчик от несанкционированного пуска ДВС и угона погрузчика. Требования "Стеклоочиститель электрический передний", "Стеклоочиститель электрический задний", "Омыватель электрический передний", "Омыватель электрический задний" необходимы для обеспечения безопасных условий труда оператора при выполнении работ в стесненных условиях (объекты благоустройства). Комиссия отмечает, что вышеуказанное обоснование установления дополнительных характеристик по своему содержанию фактически корреспондирует содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемого товара, включенному в описание объекта закупки, и ему не противоречит. Отсутствие дословно вышеуказанной информации в содержании извещения о проведении электронного аукциона не отменяет того обстоятельства, что в описании объекта закупки заказчиком фактически было включено обоснование необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ, процитированное выше по тексту настоящего решения. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, рассматриваемые действия заказчика по обоснованию необходимости использования в описании объекта закупки дополнительных характеристик приобретаемого товара, которые не предусмотрены соответствующей позицией КТРУ, совершены во исполнение требований пункта 6 Правил использования КТРУ, при том обстоятельстве, что какие-либо определенные критерии, требования к формированию такого обоснования Правилами использования КТРУ, Законом о контрактной системе не установлены. Доказательств обратного Комиссии не представлено. При сравнимых обстоятельствах указанный вывод Комиссии находит свое подтверждение в судебной практике по делу N А33-27978/2017.
Таким образом, довод подателя жалобы о ненадлежащем формировании заказчиком указанного обоснования, признается Комиссией необоснованным. В отношении ходатайства подателя жалобы о представлении заказчиком подтверждения соответствия закупаемой техники, требованиям технической части извещения о проведении электронного аукциона, а также наличия нескольких производителей/поставщиков имеющих возможность поставки объекта закупки, соответствующего требованиям технического задания, Комиссия сообщает следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для 2024-11388 достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Выше по тексту настоящего решения Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований как КТРУ 28.92.20.000-00000020, так и фактической потребности заказчика, с учетом потребности конечных пользователей приобретаемого оборудования. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили и представили документальные доказательства, что под описание объекта закупки подходят товары трех производителей: МКСМ800М (ООО "Производственная компания "Промтрактор", происхождение Российская Федерация), 1060 "Шмель" (АО "Камешковский механический завод", происхождение Российская Федерация) и ANT 1000.01 (ОАО Ковровский Электромеханический Завод, происхождение Российская Федерация). Все предложенные товары включены в реестр российской промышленной продукции. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей. Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную потребность заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "ИТМ Холдинг" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-11388
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июля 2024 г. N 024/06/106-2047/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024