Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по доверенностям;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ЧОО "Гвардия" по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЧОО "Гвардия" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
27.06.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЧОО "Гвардия" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0340200003323010947).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 03.07.2024 г., отложено на 04.07.2024 г., стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Исполнителем условий контракта, поскольку Исполнителем систематически нарушались условия контракта: отсутствие сотрудников на рабочих местах с 03.06.2024 г. по 05.06.2024 г., с 10.06.2024 г. по 13.06.2024 г., связи с чем, 14.06.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. 25.06.2024 г. решение вступило в законную силу.
Представители Заказчика сообщили, что Исполнителем допущены грубые систематические нарушения исполнения условий контракта (отсутствие сотрудников на постах), что подтверждается докладными записками, записями с видеокамер. Просит включить Исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель Исполнителя сообщил, что старший смены подтверждает отсутствие охранников по независящим от него обстоятельствам только 3,4,5 июня 2024 г., по данному факту со всеми сотрудниками охраны была проведена профилактическая беседа во избежание дальнейших нарушений, охранники, которые самовольно покинули пост привлечены к дисциплинарной ответственности, 20, 21 июня 2024 г. представители администрации Заказчика требовали покинуть пост, поскольку контракт расторгнут. Считает, что претензии со стороны Заказчика не обоснованы. Просит не включать Исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Исполнителя, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.07.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323010947 о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 814 800,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2023 NИЭА1, победителем признано ООО "ЧОО "Гвардия", заявка которого соответствует требованиям Закона о контрактной системе с ценой контракта - 3 795 726,00 руб.
21.08.2023 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт на оказание охранных услуг (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
(далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта сроки оказания услуг: с "30" сентября 2023 года по "31" декабря 2024 года (включительно).
Согласно п. 1.4 Контракта место оказания услуг: согласно Технического задания (Приложение N2 к настоящему контракту).
Согласно Приложению N 2 к Контракту "Техническое задание" количество (объем) закупаемых услуг:
N п/п |
Адрес оказания услуг |
График оказания услуг |
Общее кол-во, чел/часов по всем постам |
1 |
КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу г. Киров, ул. Красноармейская, 43 (2 поста физической охраны). |
По рабочим дням: с 8-00 до 19-00 (289 дней по 11 часов) |
31 790 |
2 |
Детская поликлиника N 1 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса, 42 (1 пост физической охраны). |
||
3 |
Детская поликлиника N 2 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Некрасова, 40 (1 пост физической охраны). |
||
4 |
Детская поликлиника N 3 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Пролетарская, 21 (1 пост физической охраны). |
||
5 |
Детская поликлиника N 4 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Монтажников, 36, г. Киров, ул. Монтажников, 32, (1 пост физической охраны). |
||
6 |
Детская поликлиника N 5 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, 18 (1 пост физической охраны). |
||
7 |
Детская поликлиника N 5 (филиал) КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, 60/1 (1 пост физической охраны). |
||
8 |
Детская поликлиника N 7 КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, ул. Волкова, 5 (1 пост физической охраны). |
||
9 |
Клинико-диагностическое отделение КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" по адресу: г. Киров, пр. Строителей, 23(1 пост физической охраны). |
Согласно Приложению N 2 к Контракту "Техническое задание" при выполнении своих обязанностей сотрудникам охраны запрещается, в том числе, отвлекаться от выполнения служебных обязанностей и заниматься делами, не относящимися непосредственно к охране Объекта; покидать свой пост без согласования с работодателем и представителем Заказчика.
Приложением N 2 к Контракту "Техническое задание" установлены требования к оказываемым услугам:
- охрана объектов и (или) имущества Заказчика, в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов;
- обеспечение соблюдения внутриобъектового режима на объектах согласно инструкции об обязанностях сотрудника Исполнителя, осуществляющего охрану, в том числе предотвращение совершения гражданами противоправных действий и исключение бесконтрольного пребывания на объекте Заказчика посторонних лиц;
- обеспечение контроля вноса - выноса (вывоза) материальных ценностей Заказчика;
- обход сотрудником Исполнителя территории и помещений объектов Заказчика в течение каждых 30 минут;
- осуществление контроля системы видеонаблюдения (на объектах оборудованных системой видеонаблюдения);
- при оказании охранных услуг обязательно наличие у сотрудников, осуществляющих охрану, единого сотового телефона (на каждый объект свой единый номер) и радиосистемы тревожной сигнализации (радио кнопки) для вызова группы быстрого реагирования, переносных металлоискателей (по одному на каждом из объектов Заказчика);
- согласно п. 2.1.4 контракта Исполнитель предоставляет по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов работников, указанных в Списке (п.2.1.3 контракта):
1) справки об отсутствии судимости;
2) медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей;
3) документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло не более пяти лет;
4) документ, подтверждающий факт отсутствия нахождения на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Разделом 2 Контракта определено взаимодействие сторон.
Согласно п. 2.1.3 Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список). Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
Согласно п. 2.1.5 Контракта Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
Согласно п. 11.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
02.05.2024 г., 16.05.2024 г., 28.05.2024 г., 05.06.2024 г. , 11.06.2024 г., 17.06.2024 г., 20.06.2024 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлены требования об уплате неустойки (штрафы, пени), в связи с неисполнением своих обязательств Исполнителем, а также просьба предоставить списки и документы на сотрудников, осуществляющих внутриобъектовый и пропускной режим, сообщает об отсутствии сотрудников на рабочих местах 03.06.2024 г., 04.06.2024 г, 05.06.2024 г., 07.06.2024 г., 10.06.2024 г., 11.06.2024 г., 13.06.2024 г., 14.06.2024 г., 17.06.2024 г. (письма N 1370, N 1496, N 1616, N 1724, N 1780, N 1432, N 1756).
Заказчиком составлены акты о надлежащем исполнении условий контракта от 10.06.2024 г., от 24.06.2024 г., от 25.06.2024 г.
Заказчиком представлены докладные (служебные) записки от Детской поликлиника N 1 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 10.06.2024 г., 11.06.2024 г., 14.06.2024 г.); от Детской поликлиника N 2 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 14.06.2024 г., 18.06.2024 г., 19.06.2024 г.), от Детской поликлиники N 3 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 10.06.2024 г.), от Детской поликлиники N 5 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 03.06.2024 г., 04.06.2024 г., 05.06.2024 г.), от Детской поликлиники N 7 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 04.06.2024 г., 05.06.2024 г., 10.06.2024 г., 11.06.2024 г., 13.06.2024 г., 19.06.2024 г., 20.06.2024 г., 21.06.2024 г.), от Детской поликлиники N 4 (об отсутствии на рабочем месте сотрудников ООО "ЧОО "Гвардия" 10.06.2024 г., 17.06.2024 г., 20.06.2024 г.), объяснительные.
Исполнителем в адрес Заказчика направлены ответы на претензии, согласно которым сотрудники 10, 11, 14 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 42, 14 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Некрасова, 40, ул. Монтажников, д. 36; 4, 5, 10, 11, 13, 14, 17 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Владислава Волкова, д. 5, 3,4 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 18, 5 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Дзержинского, д. 60/1, 10 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 21, 7, 10, 17 июня 2024 г. по адресу: г. Киров, ул. Монтажников, д. 36, присутствовали на посту, охрана всех объектов организована надлежащим образом, просит продлить срок предоставления информации о сотрудниках, за непредоставление Исполнителем документов о сотрудниках в ответ на запрос Заказчика не могут начисляться штрафы (письма от 20.06.2024 г. N 324, от 21.06.2024 г.).
Исполнителем представлены постовые ведомости от 07.06.2024 г., 10.06.2024 г., 11.06.2024 г., 14.06.2024 г., 17.06.2024 г., 20.06.2024 г. в подтверждение нахождения на посту сотрудников, личные карточки охранников, докладные записки, рапорты о препятствиях администраций поликлиник нахождению сотрудников Исполнителя на территории Заказчика.
17.06.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо N 317, согласно которому 3, 4, 5, 7 июня 2024 г. сотрудники охраны временно оставляли посты охраны в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья, их временное отсутствие не повлекло каких-либо последствий для деятельности Заказчика (материального и физического ущерба), приняты меры к устранению данных нарушений условий Контракта и недопущению подобного впредь, виновные сотрудники охраны привлечены к ответственности дисциплинарно, просит отменить и отозвать от 14.06.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
17.06.2024 г. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо N 318, согласно которому старший смены подтверждает отсутствие охранников на объектах 3,4,5,7 июня 2024 г., поскольку большую часть сотрудников он был вынужден отпустить на Великорецкий крестный ход, заменить данных сотрудников другими не представлялось возможным, 10 июня 2024 г. временное отсутствие на объектах: г. Киров, ул. Пролетарская, д. 21, г. Киров ул. Монтажников, д. 36, 32 не подтверждает, в настоящее время охрана всех объектов осуществляется в соответствии с условиями и порядком, установленным Контрактом.
18.06.2024 г. Заказчик в ответ на письмо Исполнителя сообщил, что сотрудники Исполнителя отсутствовали на объектах, что подтверждается докладными записками поликлиник, никто не уведомил Заказчика об оставлении объекта без охраны, 14, 17 июня 2024 г. Исполнителем вновь допущены аналогичные нарушения: отсутствие сотрудников на постах, что нарушает п. 2.1.1, п. 2.1.5 Контракта. Таким образом, Исполнителем допущены грубые систематические нарушения исполнения условий контракта, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта отсутствуют.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 14.06.2024 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 14.06.2024 г. в 11:29 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 25.06.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 27.06.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение исполнителя в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Согласно информации из ЕИС ООО "ЧОО "Гвардия" включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 11 раз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Подписав контракт, ООО "ЧОО "Гвардия" среди прочего приобрело ряд публично - правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции.
При рассмотрении материалов РНП Исполнитель обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вместе с тем, Исполнителем не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на оказание охранных услуг, следовательно, ООО "ЧОО "Гвардия" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Таким образом, Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении Общества при исполнении Контракта.
Согласно п.п. б) п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В силу п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, при рассмотрении обращения не выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; подтвержден факт существенного нарушения условий контракта и заказчиком представлены информация и документы, подтверждающие основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. При этом Исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Принимая указанное решение, Комиссия учитывает тот факт, что нарушение условий контракта, в виде ненадлежащего оказания охранных услуг является непринятием мер по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности социально - значимых объектов Заказчика.
Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "ЧОО "Гвардия":
1) Наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Гвардия", 167000, РЕСПУБЛИКА КОМИ, Г.О. СЫКТЫВКАР, Г СЫКТЫВКАР, Ш СЫСОЛЬСКОЕ, Д. 1/3, ОГРН: 1201100002751, ИНН: 1101168795, КПП: 110101001;
2) Директор:, ИНН:;
3) Сведения об участниках / учредителях юридического лица:, ИНН: ;
4) ИКЗ: 232434534426443450100100390018010244.
Согласно п. "б" ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет в случае получения решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 июля 2024 г. N 043/10/104-571/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024