Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя
Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии:
от заказчика- Гулеватого К.Ю.;
от участника - Богомоловой О.Б.
на основании:
- информации, поступившей от общества с ограниченной ответственностью "Центр инженерно-экономического сопровождения" (ИНН 2463043284) (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения - Казенного предприятия Сахалинской области "Аэропорты Курильских островов" (ИНН 6518002865) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме (далее - Конкурс) по объекту: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, перрона, мест стоянок воздушных судов, рулежной дорожки в аэропорту Южно- Курильск" (извещение N 0561100000424000015) (далее - конкурс);
- приказа Сахалинского УФАС России от 01.07.2024 N 210/24 о проведении внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, перрона, мест стоянок воздушных судов, рулежной дорожки в аэропорту Южно-Курильск" (извещение N 0561100000424000015);
проведя в порядке статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку конкурса в электронной форме,
УСТАНОВИЛА:
24.06.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила обращение Общества на положения извещения, которое не соответствует Закону о контрактной системе.
Проведение внеплановой проверки назначено на 04.07.2024 в 11 часов 30 минут.
В своем обращении Общество указывает, что конкурсной документацией не было предусмотрено требование к участникам конкурса в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о наличии у участника членства саморегулируемой организации. Законодательством о градостроительной деятельности организации, являющиеся участниками закупок по осуществлению строительного контроля, должны быть членами саморегулируемых организаций и иметь уровень ответственности согласно заключенному контракту строительного контроля исходя из размера обязательств по договору, по которому планируется осуществление строительного контроля - 121 113 460,46 рублей.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
26.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0561100000424000015 с начальной ценой контракта 3 179 473,22 руб.
Согласно пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определен перечень функций технического заказчика, для осуществления которых требуется членство в саморегулируемой организации.
Частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль отнесен к функциям технического заказчика и может выполняться только членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Согласно части 1 статьи 58 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим ГрК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 55.8 предусмотрено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять такие работы при наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4, 55.16 настоящего ГрК РФ.
В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам возникшим вследствие причинения вреда, согласно частям 1,2 статьи 55.16 ГрК РФ формируется компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Согласно части 5 статьи 60 ГрК РФ установлена солидарная имущественная ответственность лица, выполняющего подрядные работы, и лица осуществляющего функции технического заказчика, в том числе строительный контроль, ответственность саморегулируемой организации, членами которых являлись указанные лица, а также согласно статьи 60.1 ГрК РФ в рамках компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика представлена выписка из реестра членов ассоциации "САХАЛИНСТРОЙ", согласно которой победитель конкурса является членом саморегулируемой организации.
Вместе с тем законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в соответствии с ГрК РФ, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы, перрона, мест стоянок воздушных судов, рулежной дорожки в аэропорту Южно- Курильск" (извещение N 0561100000424000015) в действия заказчика - Казенного предприятия Сахалинской области "Аэропорты Курильских островов" (ИНН 6518002865) выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, так как по результатам открытого конкурса в электронной форме заключен муниципальный контракт.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 июля 2024 г. N 065/10/99-448/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024