Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Бунькова Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ООО "Техноимпорт", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Русско-Полянская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "Русско-Полянская ЦРБ", учреждение, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при размещении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинской мебели (шкаф медицинский для хранения инструментов) (Реестровый номер 2024.044777)" (извещение N 0352200046324000165) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствии представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - Курашовой Олеси Александровны (доверенность от 20.10.2022 со сроком действия по 20.10.2024)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5785-ЭП/24 от 27.06.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 17.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 66 300 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 25.06.2024 подано четыре заявки на участие в закупке. Лучшее ценовое предложение в размере 49668,50 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 819752 (ООО "Техноимпорт"; порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 25,08 %.
Размещенный 25.06.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что две заявки с идентификационными номерами 819752 (ООО "Техноимпорт"), 828274 (ООО "Железная мебель") отклонены; контракт заключается с участником закупки с идентификационный номером 829162 (ИП Киккас Т.В.).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из доводов жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества по указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 основанию.
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 5919-ЭП/24 от 01.07.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки ООО "Техноимпорт" отсутствуют.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с таким законом и инструкцию по ее заполнению.
Характеристики закупаемого для нужд заказчика товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В отношении приобретаемого товара согласно извещению был определен код позиции КТРУ 32.50.30.110-00000077 и соответствующее указанному коду наименование "Шкаф медицинский для хранения инструментов".
Описание товара, включая функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики, было представлено в электронном документе "Описание объекта закупки".
По позиции 1 "Шкаф медицинский для хранения инструментов" к закупаемому товару предъявлено, в том числе следующее требование: высота, миллиметр: 1750.
При этом по данному показателю участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была предусмотрена документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагавшемся к извещению.
При этом в отношении документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, было указано: "копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар".
Данный электронный документ также включал инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, пункт 1 которой предусматривал положения следующего содержания:
"Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, в случае, если предметом закупки являются медицинские изделия (изделия медицинского назначения), то наименование предлагаемого участником закупки товара должно быть указано в полном соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие (при наличии технической возможности на электронной площадке)".
Кроме того, в спецификации (Приложение к контракту) также было предусмотрено указание наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что с 01.10.2023 участники закупок могут подавать заявки с указанием характеристик и наименования страны происхождения товара по соответствующей структурированной форме.
Представленная оператором электронной площадки АО "ЕЭТП" (вх. N 5929-ЭП/24 от 01.07.2024) на запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/3616/24 от 28.06.2024) заявка участника закупки с идентификационным номером 819752 (ООО "Техноимпорт") в структурированном виде по позиции N 1 содержала предложение о поставке товара в соответствии с регистрационным удостоверением "Шкаф медицинский МД 1780 SS", при этом указан регистрационный номер медицинского изделия: РУ N РЗН 2023/20569 от 11 июля 2023 года.
Аналогичная информация была указана в приложенном в составе заявки файле "Согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг", в котором содержалась информация о предлагаемых товарах с указанием их наименования и характеристик.
При этом в структурированной форме заявки и приложенном файле по позиции N 1 по спорному показателю товара "высота, мм" указано следующее значение "1750".
В качестве документа, подтверждающего соответствие медицинского изделия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявке участника закупки прилагалась, в том числе копия регистрационного удостоверения от 11 июля 2023 года N РЗН 2023/20569 на медицинское изделие "Шкаф медицинский по ТУ 32.50.30-022-47272295-2022", выданного ООО "НПО ПРОМЕТ" (Россия).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 следует, что заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке" На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции N 1 "Шкаф медицинский для хранения инструментов" указаны недостоверные значения показателей: Габаритная высота " 1750 Миллиметр". Согласно Руководству по эксплуатации " Шкаф МД 2 1780/SS " габаритные размеры (ШхГхВ) " 1850x800x400".
В жалобе заявителем указано "Так как мы являемся официальными дилерами производителя ООО "НПО ПРОМЕТ", нами был сделан запрос производителю о соответствии предлагаемого товара требованиям Заказчика. На что получили ответ: Шкаф МД 2 1780/SS соответствует заявленным характеристикам, так же имеются протоколы испытаний технической лаборатории, которая проверяет возможность и безопасность применения изделия на соответствие с ТУ и ГОСТам. На каждый заявленный параметр, есть диапазон допуска, нахождение в котором параметров считается допустимым к номинальному значению.
Так согласно ТУ 32.50.30-022-47272295-2022:
- 1850 мм. - высота шкафа с учетом установленных опор.
- Согласно сайту производителя ООО "НПО ПРОМЕТ" https://www.safe.ru/products/shkaf-meditsinskiy-hilfe-md-2-1780-ss/ высота шкафа 1750/1850 мм., где 1750 мм- это высота без установленных опор, а 1850 мм- с учетом установленных опор.
У Заказчика по описанию объекта закупки не установлено требование об указании габаритной высоты с учетом установленных опор!"
В письменных возражениях на доводы жалобы заказчиком указано, что показатели габаритов шкафа называются высота, ширина и глубина, при этом в описании объекта закупки не указано, что высота должна быть указана заказчиком без учета установленных опор. Опоры обязательная составляющая шкафа, он не эксплуатируется без них, а значит показатель "высота" характеризует полную высоту шкафа, т.е. с учетом опор.
Оценивая доводы жалобы заявителя и письменные объяснения заказчика, Комиссия руководствовалась следующим.
В соответствии с частями 3, 4, 8 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпунктам "л", "н" и "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит следующие сведения: фотографические изображения общего вида медицинского изделия, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Комиссией установлено, что регистрационное удостоверение от 11 июля 2023 года N РЗН 2023/20569 выдано на медицинское изделие "Шкаф медицинский по ТУ 32.50.30-022-47272295-2022", при этом в приложении к указанному регистрационному удостоверению перечислены 10 вариантов исполнения данного медицинского изделия, однако ни один из вариантов исполнения не содержит наименование "Шкаф медицинский МД 1780 SS", указанное заявителем в заявке на участие в аукционе.
Следовательно, заявителем в составе заявки по позиции N 1 "Шкаф медицинский МД 1780 SS" не было приложено регистрационное удостоверение, соответствующее медицинскому изделию, предложенному обществом в своей заявке.
Следует отметить, что представленное в составе заявки общества регистрационное удостоверение N РЗН 2023/20569 содержит вариант исполнения медицинского изделия "Шкаф МД2 1780/SS, в составе:", отличный от изделия "Шкаф медицинский МД 1780 SS", предложенного обществом по позиции N 1 его заявки на участие в аукционе.
При этом инструкция по применению медицинского изделия "Шкаф медицинский по ТУ 32.50.30-022-47272295-2022" (регистрационное удостоверение от 11 июля 2023 года N РЗН 2023/20569), размещенная на официальном сайте Росздравнадзора в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, в отношении шкафа медицинского в варианте исполнения шкаф МД2 1780/SS содержит информацию о следующих габаритных размерах (ВхШхГ), мм - 1850х800х400.
Информации о том, указаны ли данные габаритные размеры шкафа с учетом установленных опор либо без учета опор инструкция по применению медицинского изделия не содержит.
Таким образом, Комиссия полагает отклонение заявки общества правомерным, в действиях заказчика и его комиссии по осуществлению закупок в обжалуемой части нарушений не установлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Русско-Полянская центральная районная больница" и его комиссии по осуществлению закупок при размещении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинской мебели (шкаф медицинский для хранения инструментов) (Реестровый номер 2024.044777)" (извещение N 0352200046324000165).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 июля 2024 г. N 055/06/106-649/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024