Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ДГП N 98 ДЗМ": Параскан А.В. (по доверенности от 20.06.2024 N12), ООО "Проксимо": Здорникова К.И. (по доверенности от 01.07.2024 N5), Игнатенко В.А. (по доверенности от 01.07.2024 N4), Маркова С.А. (по доверенности от 01.07.2024 N3), рассмотрев жалобу ООО "Проксимо" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 98 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (Закупка N 0373200086524000034) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30980 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, на нарушение Заказчиком положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N2014 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения", а также Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" при формировании извещения об осуществлении закупки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснил, что действие данных постановлений, исходя из текста преамбулы распространяется на закупки, размещенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки товаров в соответствии с Законом о контрактной системе. В то же время Заказчиком во исполнение ст. 14 Закона о контрактной системе установлены в извещении условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также ограничения допуска согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Между тем Комиссия Управления также отмечает, что ст. 30.1 Закона о контрактной системе описаны особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок.
В соответствии с ч.5 ст. 30.1 Закона о контрактной системе оценка выполнения заказчиком обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 30.1 Закона о контрактной системе, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с использованием единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2024-30980 3 В силу ч.6 ст. 30.1 Закона о контрактной системе Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - постановление N2014) устанавливает порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок, в п.5 которого определено, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок. Исходя из вышеуказанных положений Комиссией Управления установлено, что контроль исполнения вышеуказанных требований осуществляется по итогам прошедшего, а не текущего периода, который проводит Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, указанном в ст. 30.1 Закона о контрактной системе, а также принимая во внимание, что указанные в жалобе нормативные акты приняты в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", рассмотрение данного довода Заявителя не может быть осуществлено. 2.
Заявитель в своей жалобе также указывает на описание объекта закупки, составленное в нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку содержит в себе требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при формировании описания объекта закупки, показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской 2024-30980 4 Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по позициям 4 и 5 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", в частности: "Цвет внешнего слоя: Оранжевый", "Цвет внутреннего слоя: Черный". ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами. Рассматриваемый стандарт устанавливает требования, предъявляемые к перчаткам смотровым/процедурным нитриловым, неопудренным, нестерильным. В свою очередь, требования к цвету настоящим стандартом для упомянутых резиновых изделий не устанавливаются.
Таким образом, по мнению Заявителя, требования Заказчика противоречат государственному стандарту. Кроме того, Заявитель отмечает, что по данным позициям Заказчиком не установлены требования к классу потенциального риска применения медицинского изделия, что является нарушением законодательства о контрактной системе. Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что при формировании извещения Заказчиком применена позиция каталога товаров, работ, услуг 22.19.60.119-00000008 - "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", при этом Заказчиком установлены дополнительные характеристики с размещением соответствующего обоснования их использования.
Согласно п. 2.4 "МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1.
Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской 2024-30980 5 помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016) (далее - МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность. Медицинское изделие, используемое в процессе работы, должно обеспечивать удобство, комфорт использования и безопасность. Заказчиком установлены требования к функциональным техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, являющимся существенными для Заказчика. Цвет перчаток позволяет идентифицировать перчатки с определенной текстурой и используемые отдельными отделениями учреждения и отличить их при приемке и распределении между подразделениями Заказчика от прочих перчаток, применяемых другими подразделениями Заказчика. Цвета, указанные Заказчиком, обеспечивают своевременную индикацию повреждения перчатки. При формировании требований Заказчиком был проведен мониторинг рынка и выявлено наличие перчаток с соответствующими характеристиками, наиболее полно отвечающими потребностям Заказчика. Большое количество производителей предлагают медицинские перчатки указанных в Описании объекта закупки цветов. Такие цвета перчаток способствуют своевременной индикации прокола перчатки и своевременной визуализации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Своевременная индикация проколов и порезов имеет существенное значение при работе с пациентами из группы риска, заведомо инфицированными, а также при первичных осмотрах. Применение указанных перчаток обеспечивает идентификацию медицинских изделий при приемке и распределении между подразделениями Заказчика и медицинским персоналом. В различных подразделениях Заказчика применяются медицинские перчатки с различной текстурой поверхности и различной толщиной, предусмотренные для конкретного подразделения Заказчика и применяемые при различных медицинских, диагностических манипуляциях.
Таким образом обеспечивается безопасность работы медицинского персонала, поскольку применение персоналом перчаток, предназначенных для другого подразделения, может привести к повышенному риску инфицирования, разрыву перчатки, нерациональному расходованию бюджетных средств. Возможность визуальной идентификации медицинского изделия облегчает процесс распределения медицинских изделий между подразделениями и значительно упрощает процесс работы. 2024-30980 6 Кроме того, цвет перчатки имеет значение при проведении диагностических/смотровых процедур ввиду необходимости идентификации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Несвоевременная идентификация попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала.
Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала. Комиссия Управления также отмечает, что исходя из положений п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком приведено обоснование применения характеристик не предусмотренных государственным стандартом. Помимо этого представитель Заказчика отметил, что установление характеристик закупаемых товаров является прерогативой государственного заказчика исходя из объективной потребности. При этом неустановление каких- либо требований к товарам не может свидетельствовать об ограничении участников закупки. Вместе с тем в составе жалобы Заявителем, а также на заседании Комиссии Управления представителями Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы Заявителя являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30980 7
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Проксимо" на действия ГБУЗ "ДГП N 98 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Кутейников А.И. Рахматуллаев Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-30980
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июля 2024 г. N 077/06/106-9029/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024