Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члены Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ФГБУК "ВМО "Государственная Третьяковская галерея": Дегтярева Д.А. (дов.N171 от 28.06.2024), ИП Трунова Е.В.: Стенина С.А. (дов.Nб/н от 03.07.2024), в отсутствие представителей ПАО "Банк Уралсиб", ИП Завгородняя В.Р., 2024-30616 2 ИП Саукова Е.Е., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Саукова Е.Е. (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "ВМО "Государственная Третьяковская галерея" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг по поддержанию в чистоте помещений в здании Государственной Третьяковской галереи по адресу:
г. Москва, Кадашевская наб. д.12 (Закупка N 0373100009924000125) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. В составе жалобы Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе в результате признания заявки участника закупки ИП Завгородняя В.Р. соответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе, так как в составе заявки участника закупки ИП Завгородняя В.Р. представлено ненадлежащее обеспечение заявки на участие закупке. В частности Заявитель указывает, что срок действия независимой гарантии, представленной ИП Завгородняя В.Р. в качестве обеспечения заявки на участиев закупке не соответствует требованиям извещения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2024 NИЭА1 заявка ИП Завгородняя В.Р., с идентификационным номером 2104927, признана соответствующей требованиям извещения Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно п.16 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст.44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, 2024-30616 3 поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч.13 ст.44 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления определено, что в составе извещения Заказчиком установлено требование о наличии обеспечения заявки на участие в закупке, а также указано следующее: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии: Обеспечение заявки на участие в аукционе может быть предоставлено независимой гарантией, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N1005 или внесением участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Способ обеспечения заявки на участие в аукционе определяется участниками закупки самостоятельно. Срок предоставления обеспечения заявки на участие в аукционе: до момента подачи заявки на участие в аукционе".
Согласно пп."б" п.1 ч.5 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе, посредством предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе срок действия независимой гарантии с учетом требований ст.44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу п.21 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещении об осуществлении закупки дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день. Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки Заказчиком определено: "Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.06.2024 08:00".
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что участником закупки ИП Завгородняя В.Р. в качестве обеспечения заявки представлена независимая гарантия N9991-4R1/1666598 от 25.06.2024, выданная ПАО "Банк Уралсиб" (далее - независимая гарантия), при этом срок действия независимой гарантии обозначен как: "до 24.07.2024 г. включительно".
Согласно ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
В соответствии с ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для 2024-30616 4 отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе); 2024-30616 5 5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обеспечение заявки на участие в закупки признано оператором электронной площадки действующим, при этом срок действия независимой гарантии, представленной ИП Завгородняя В.Р. в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, составляет один месяц с даты выдачи независимой гарантии. Комиссия Управления отмечает, что, в силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупок Заказчика обязана рассмотреть документы и сведения, представленные оператором электронной площадки, в том числе независимую гарантию, представленную в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, на предмет соответствия таких документов и сведений требованиям извещения. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, независимая гарантия, представленная ИП Завгородняя В.Р. в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не соответствует требованиям извещения, так как ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе однозначно установлено, что срок действия независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок, в то время как срок действия спорной независимой гарантии обозначен как: "до 24.07.2024 г. включительно".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что участником закупки ИП Завгородняя В.Р. представлено ненадлежащее обеспечение заявки на 2024-30616 6 участие в закупке, ввиду чего у комиссии по осуществлению закупок Заказчика имелись основания для отклонения такой заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика, в части признания заявки участника закупки ИП Завгородняя В.Р. соответствующей требованиям извещения, принято в нарушение пп."а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе, дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. Вместе с этим Типовой формой предусмотрено включение в независимую гарантию, в том числе, срока действия независимой гарантии, при том указано, что указываемый срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца со дня окончания срока подачи заявок. 2024-30616 7 Типовая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, срок действия независимой гарантии не соответствует требованиям извещения. При этом независимая гарантия выдана Заявителю 25.06.2024, что указывает на то, что на момент выдачи независимой гарантии Заявителю Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в закупке, является обязательной.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что независимая гарантия, выданная ПАО "Банк Уралсиб", не соответствует требованиям Типовой формы, так как срок действия независимой гарантии составляет менее месяца со дня окончания срока подачи заявок.
Таким образом, вышеуказанные действия ПАО "Банк Уралсиб" нарушают ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-30616 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Саукова Е.Е. на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБУК "ВМО "Государственная Третьяковская галерея" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушения пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, в действиях ПАО "Банк Уралсиб" нарушения ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, ПАО "Банк Уралсиб" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-30616
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июля 2024 г. N 077/06/106-8825/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024