Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц- связи) при участии представителей: ИП Саукова Е. Е.: Гусейновой В.Ю. (по доверенности N б/н от 26.02.2024); ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ": Малаевой М.А. (по доверенности N б/н от 01.07.2024), Петровой Е.Ю. (по доверенности N б/н от 01.07.2024); ООО "ЕВРОЭКСПЕРТИЗА": Хиле А.А. (по доверенности N б/н от 26.06.2024); рассмотрев жалобу ИП Саукова Е. Е. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, 2024-31061 2 сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в ГБУЗ "ТКБ N3 ДЗМ" по адресу: 125466, г. Москва, Куркинское шоссе, д. 29, корп.11 (Закупка N0373200107424000142) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. В составе жалобы Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушен порядок оценки заявки Заявителя по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей, при этом вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "р" п.1, пп "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о 2024-31061 3 контрактной системе.
Согласно пп."р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; 2024-31061 4 б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к Положению (далее - Порядок оценки):
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки": "Содержание: Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате подачи заявки участником на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка). Под услугами, связанными с предметом контракта (договора) понимается оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях. 2024-31061 5 Опыт участника по выполнению работ, связанных с предметом контракта, подтверждается следующими документами, направленными в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов:
- исполненный договор;
- акт оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающий цену оказанных услуг (выполненных работ);
- платежные поручения с отметкой банка и (или) банковские выписки из реестра платежных поручений по такому договору Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю 2024-31061 6 комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.".
Согласно ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.2 ч.10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик не принял к оценке следующие контракты:
- контракт N07А-22 от 29.12.2021 на основании отсутствия платежных поручений, отсутствия сведений об оплате в ЕИС;
- контракт N22-5615514 от 29.08.2022 на основании отсутствия платежных поручений;
- контракт N13-М-21 от 11.01.2021 на основании отсутствия платежных поручений;
- контракт N71-М20 от 30.06.2020 на основании отсутствия платежных поручений;
- контракт N68-М22 от 09.09.2022 на основании отсутствия платежных поручений;
- контракт NЭА-20-050 от 28.04.2020 на основании отсутствия платежных поручений, несоответствия предмета контракта; 2024-31061 7 - контракт N20ЭК-23 от 28.07.2023 на основании несоответствия предмета контракта;
- контракт N118-М-20 от 12.10.2020 на основании отсутствия платежных поручений, несоответствия предмета контракта;
- контракт N07ЭК-21 от 26.07.2021 на основании отсутствия платежных поручений, несоответствия предмета контракта. Из технической документации (в том числе сметного расчета) следует, что объект закупки включает в себя техническое обслуживание и текущий ремонт не только инженерных систем здания, таких как система электроснабжения, система холодного, водоснабжения, система горячего водоснабжения, система водоотведения (канализации), система теплоснабжения, но и конструктивных элементов здания, таких как кровля, потолки, стены, фасад, перекрытия; пол; оконные и дверные блоки. При этом представитель Заявителя также пояснил, что контракт NЭА-20-050 от 28.04.2020 на выполнение работ по ремонту актового зала содержит работы, сопоставимы с работами, являющимися объектом данной закупки, а именно текущий ремонт пола, потолка, стен, электромонтажные работы (текущий ремонт систем электроснабжения);
- контракт N20ЭК-23 от 28.07.2023 на выполнение работ по текущему ремонту зданий содержит работы по текущему ремонту пола;
- предметом контракта N118-М-20 от 12.10.2020 является не поставка, а поставка и установка дверей, т.е. в рамках договора осуществляется текущий ремонт помещений;
- при исполнении контракта N07ЭК-21 от 26.07.2021 осуществлялось дооснащение и модернизация локально-вычислительных систем и телефонии в рамках ремонта здания. При этом локально-вычислительные системы и телефония относятся к инженерным системам здания (системы связи), что подтверждается п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Таким образом, все перечисленные контракты, не засчитанные комиссией содержат работы, сопоставимы с объектом настоящей закупки и свидетельствуют о наличии необходимого опыта. Единственным документом, подтверждающим непосредственно исполнение контракта, является акт выполнения работ, оказания услуг, подписанный сторонами. Платежные поручения несут информацию исключительно об оплате, в то время как договор исполнен подрядчиком, оплата может быть еще не произведена как в связи с условиями сроков оплаты, так и по причине недобросовестности заказчика.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения 2024-31061 8 жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что под услугами, связанными с предметом контракта (договора) понимается оказание услуг по техническому обслуживанию и техническому ремонту инженерных коммуникаций в зданиях. Необходимость предоставления документов, подтверждающих оплату по представляемым договорам (контрактам), обусловлена проявлением должной осмотрительности со стороны Заказчика при выборе контрагента по результатам закупки. Так, в случае добросовестного исполнения представленного к оценке договора, требование документа, подтверждающего оплату по представленным договорам не может расцениваться, как влекущее за собой ограничение числа участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя представлен контракт (договор) N20ЭК-23 от 28.07.2023 на выполнение работ по текущему ремонту зданий (помещений) районных (городских) судов, гарнизонных военных судов, что не соответствует предмету оценки данной закупочной процедуры. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Также Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы Заявитель также указывает, что требование о необходимости предоставления документов, подтверждающих оплату по представленным договорам (контрактам), в том числе платежные поручения с отметкой банка и (или) банковские выписки из реестра платежных поручений по такому договору (контракту), установлено Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, в связи с чем не может являться основанием для непринятия сведений о опыте участника закупки, представленных в составе заявки участника закупки.
Таким образом, в обоснование своих доводов, Заявитель указывает на то, что извещение сформировано Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе. Вместе с тем, указанный довод не может быть рассмотрен Комиссией Управления при рассмотрении жалобы на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, так как обжалование положений извещения, согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе, возможно до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а не на этапе их рассмотрения. При этом, в установленные сроки Заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал оспариваемое положение порядка оценки, ни отдельно, ни в составе ранее поданной Заявителем жалобы на положения порядка оценки рассматриваемой закупочной процедуры, что указывает на то, что, подавая заявку Заявитель был согласен со всеми установленными Заказчиком условиями порядка оценки. Вместе с этим, часть сведений об опыте выполнения работ (оказания услуг) Заявителя напрямую не соответствует требованиям порядка оценки, ввиду чего такие сведения не могли быть приняты к учету комиссией по осуществлению закупок Заказчика. 2024-31061 9 Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Саукова Е. Е. на действия комиссии ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" необоснованной.
2. Жалобу ИП Саукова Е. Е. в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки оставить без рассмотрения в соответствии с п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-31061
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июля 2024 г. N 077/06/106-9064/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024