Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя ГБУЗ "ГП N5 ДЗМ": А.И. Тищенко (дов.Nб/н от 01.03.2024), в отсутствие представителей ООО "Ремстрой", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку часов настенных с часофикацией в рамках проекта "Новый Московский стандарт поликлиник" для оснащения ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" после капитального ремонта в 2024 г (Закупка N 0373200172424000081) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 2024-30840 2 для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в рамках обжалуемой закупки Заказчиком закупаются услуги по часофикации и монтажу оборудования "Часы настенные", при этом данные товары, по мнению Заявителя, являются используемыми при оказании вышеуказанных услуг и не подлежат поставке в рамках заключаемого по результатам закупочной процедуры контракта, ввиду чего Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке сведений о характеристиках товара, товарном знаке, стране происхождения товара. В обоснование своей позиции Заявитель также отмечает, что в приложении, размещенном в описании объекта закупки, содержится указание на товар "Часы настенные (вторичные) с часофикацией)" и необходимые к оказанию услуги.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с 2024-30840 3 учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. На заседании Комиссии Управления установлено, что п.13 информационной карты извещения Заказчиком установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке:
- "4.
Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе";
- "5.
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе";
- "6.
Товарный знак (при наличии)". 2024-30840 4 На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является поставка часов настенных с часофикацией в рамках проекта "Новый Московский стандарт поликлиник" для оснащения ГБУЗ "ГП N 5 ДЗМ" после капитального ремонта в 2024 г.
Также Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки содержатся требования к характеристикам закупаемых товаров. При этом в описании объекта закупки содержатся в том числе следующие положения:
- "2.1 Товар, поставляемый Поставщиком Заказчику, должен соответствовать: требованиям действующих государственных и межгосударственных стандартов и других нормативных актов Российской Федерации, требованиям безопасности, функциональным и качественным характеристикам для данной группы товаров; \x{25cf} функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, указанным в Приложении 1 "Перечень объектов закупки" и в Приложении 3 "Дополнительные характеристики объектов закупки" к настоящему Техническому заданию Порядок 2024-30840 5 сдачи-приемки Поставщик осуществляет поставку товара Заказчику в соответствии с заявкой Заказчика и 1 настоящим Техническим заданием. Приемка товара Заказчиком осуществляется по рабочим дням с 10:00 до 16:00 часов (в пятницу и предпраздничные дни с 10:00 до 14:30 часов). Товар принимается Получателем в соответствии со спецификацией, и в ненарушенной упаковке Поставщика (изготовителя). Разгрузку товара с транспорта Поставщика производит Поставщик, который несет ответственность за сохранность товара во время разгрузки. Поставщик осуществляет передачу товара с предоставлением:
- товарно-транспортной накладной;
- сертификатом соответствия и (или) декларацией о соответствии (в случае если в отношении данной 1 группы товаров установлено требование об обязательном подтверждении); протоколами испытаний и техническим описанием товара (при наличии); добровольным сертификатом качества товара (при наличии). Передачу товара осуществляет уполномоченный представитель Поставщика, имеющий право подписи товарносопроводительных документов и контроля комплектности, качества и ассортимента товара. Уполномоченный представитель обязан иметь при себе доверенность и документ, удостоверяющий личность. Получатель вправе отказать Поставщику в приемке товара или его части в момент поставки в случае несоблюдения условий, в том числе: товар доставлен вне ремени приемки товара;
- товарно-сопроводительные документы не оформлены; \x{25cf} товарно сопроводительные документы представлены не в полном объеме;
- поставка товара осуществляется с нарушением ассортимента, комплектности или количества; \x{25cf} нарушена, повреждена или неправильно осуществлена упаковка или маркировка (к повреждениям упаковки также относятся: наличие подтеков, мокрая упаковка, упаковка, имеющая надрывы, помятости, \x{25cf} наличие в упаковке звука характерного для боя товара. Расходы, связанные с правомерным отказом Заказчика производить приемку товара, относятся на Поставщика. В случае невозможности устранить причину отказа в приемке товара на месте, Поставщик за свой счет обеспечивает вывоз доставленной партии товара с территории Заказчика и производит поставку после устранения причины отказа. Право собственности и риски случайной гибели товара переходят от Поставщика к Заказчику после приемки товара Заказчиком и подписания УПД".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой процедуры Заказчиком закупаются товары с сопутствующим видом работ в виде монтажа такого оборудования, таким образом основным предметом контракта, заключаемого по результатам обжалуемой процедуры, является поставка товара, а не выполнение каких-либо работ, ввиду чего извещение об осуществлении закупки содержит оспариваемые требования.
Также представитель Заказчика отметил, что указание на часофикацию 2024-30840 6 включено в наименовании товара в связи с тем, что закупаемый товар подлежит дальнейшему включению в систему часофикации Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что, исходя из положений описания объекта закупки, следует, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, осуществляется поставка товара, при этом иные работы, предусмотренные описанием объекта закупки, в частности работы по монтажу поставленного товара, являются сопутствующим видом работ. Комиссия Управления отмечает, что указание в одном из приложений к описанию объекта закупки требований к сопутствующим услугам, в частности: "Поставщик своими силами и за свой счет поставляет на Объект оборудование, инструменты, материалы, специальную технику, необходимую для выполнения монтажа и пусконаладочных работ в полном объеме и надлежащего качества", содержащимся в разделе "Требования к сопутствующим услугам" не может свидетельствовать о том, что товары, указанные в иных разделах приложения являются используемыми в рамках указанных сопутствующих услуг, при этом очевидно, что в разделе "Требования к сопутствующим услугам" идет речь о необходимости исполнителя обеспечить наличие технического оборудования, в виде каких-либо инструментов или устройств, а также материалов, строительных или расходных, необходимых для выполнения осуществления сопутствующей услуги и монтажа товара. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что, согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, вместе с тем на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а в составе жалобы Заявителем не представлено сведений, однозначно указывающих, что по результатам обжалуемой закупочной процедуры подлежит заключению контракт, в рамках которого не осуществляется поставка товара.
На основании вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что требования к характеристикам закупаемого товара установлены Заказчиком неоднозначным, противоречивым образом, так как требования, указанные в описании объекта закупки, не содержатся в структурированной форме извещения.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные 2024-30840 7 непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки 2024-30840 8 товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено что в электронном документе "Техническое задание", размещенном в составе извещения, содержится требования к характеристикам закупаемого Заказчиком товара, которые не предусмотрены структурированной формой извещения, размещенной в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, так, например, структурированной форме извещения содержится указание на требования к характеристикам "Вид часов: Настенные", "Тип часов: Электронные", в то время как в приложении описания объекта закупки в разделе "Требуемые технические характеристики" указаны такие требования как "Материал центральной чашки: металл", "Размер центральной чашки (ВхШхГ): 10010х100
10х20
5 мм", "Материал стрелок: металл". Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в разделе "Характеристики" приложения "Перечень объектов закупки" Заказчиком также не предусмотрены требования к товару, указанные в разделе "Требуемые технические характеристики".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что описанеи объекта закупки сформировано неоднозначным образом, при этом Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку часть характеристик отсутствует в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной форме извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.5 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной 2024-30840 9 системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" на действия ГБУЗ "ГП N5 ДЗМ" обоснованной в части формирования требований к характеристикам товара в нарушение Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко А.А. Кутейников Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-30840
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2024 г. N 077/06/106-9017/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024