Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
К.Д. Киняшовой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ": Заргаряна А.М. (доверенность Nб/н от 14.08.2023), а также в присутствии ИП Санько К.С.,
рассмотрев обращение ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" о включении сведений об ИП Санько К.С. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Санько К.С. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта,
заключенного по результатам электронного аукциона на поставку мебели (кресло, диван) для нужд ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (реестровый N0373200005824000220).
25.03.2024 между Заказчиком и ИП Санько К.С. заключен государственный контракт N24000220 (реестровый N2773302408324000244) на поставку мебели (кресло, диван) для нужд ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Санько К.С. существенных условий Контракта.
В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом, в течение c 1-го по 45-й рабочий день c даты заключения Контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Исполнитель не выполнил свои обязательства по Контракту, по состоянию на 03.06.2024 товар в адрес Заказчика не поставлен.
03.06.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию N409 с требованием о поставке товара. Вместе с тем товар в адрес Заказчика не был поставлен.
После принятия Заказчиком Решения 28.06.2024 Заказчиком со стороны Исполнителя посредством АИС "Портал поставщиков" получен УПД N76. 28.06.2024 Исполнитель осуществил поставку в адрес Заказчика.
Вместе с тем поставленный товар Заказчиком не был принят ввиду выявления недостатков (мотивированный отказ от 01.07.2024 исх.N491): "Габаритные размеры согласно Спецификации установлены: Глубина 580 мм, согласно фактически передаваемому товару - 520 мм; Высота - 760 мм, согласно фактически передаваемому товару - 710 мм. Выявленные нарушения подтверждены: визуальным осмотром, приложены фотографии. Подтверждающие выявленные нарушения.".
Представитель Исполнителя пояснил, что Исполнитель не уклонялся от выполнения Контракта и стремился осуществить его надлежащее исполнение.
Так, с 27.03.2024 Исполнитель в адрес Заказчика посредством электронной почты направлял письма о согласовании цвета мебели, так как в Техническом задании к Контракту цвет материала обивки не был указан.
Комиссий Управления установлено, что в соответствии с п. 2.17 Технического задания к Контракту: "Заказчик согласовывает с Поставщиком цветовые решения и фактуру материалов, декоративных элементов (при наличии), комплектующие элементы (фурнитуру) поставляемого Товара в соответствии с Приложением 1 "Перечень объектов закупки" к настоящему Техническому заданию. Дата и время выезда представителя Поставщика согласовывается с Заказчиком. Согласование осуществляется не позднее 3 (трех) рабочих дней до даты фактической поставки Товара.".
К материалам дела Исполнителем представлены снимки экрана, содержащие письменные обращения в адрес Заказчика, направленные посредством электронной почты (от 27.03.2024, 28.03.2024, 02.05.2024, 06.05.2024).
03.06.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получена претензия исх.N409. По состоянию на 04.06.2024 Исполнитель в адрес Заказчика посредством электронной почты направил ответное письмо исх.N107, согласно которому Исполнитель в адрес Заказчика неоднократно направлял письма о согласовании цветов (с приложением снимков вышеуказанных писем). Также Исполнитель в своём ответном письме указал, что мебель в производстве находилась на этапе обивки. При этом, ввиду отсутствия информации от заказчика о цвете обивки, чехлы не были сшиты. На основании вышеизложенной информации Исполнитель просил выбрать цвета мебели для возобновления производства товара к поставке по условиям Контракта.
Представитель Исполнителя указал, что Исполнителем со стороны Заказчика ответ на вышеуказанное письмо не был получен.
Согласно пояснениям представителем Исполнителя 05.06.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получен ответ по согласованию мебели.
После получения уведомления от Заказчика о принятом Решении 24.06.2024 Исполнитель передал мебель частному перевозчику для доставки в адрес Заказчика. По состоянию на 27.06.2024 Исполнитель в адрес Заказчика представил письмо исх.N108 с уведомлением об осуществлении поставки товара, а также с данными на транспортировочную машину водителя, период поставки товара.
По состоянию на 28.06.2024 машина с товаром и грузчики прибыли на разгрузку по адресу Заказчика. Документы о поставке Исполнителем были направлены в адрес Заказчика посредством АИС "Портал поставщиков".
Представитель Исполнителя пояснил, что в процессе разгрузки сотрудники Заказчика отказались осуществлять приемку без объяснения причин, ссылаясь на несоответствие размеров мебели Техническому заданию к Контракту.
При выгрузке мебели опоры должны были заменить грузчики. При этом, Исполнителю не было предоставлено возможности собрать и установить мебель, Заказчик не проводил экспертизу поставленного товара. В мотивированном отказе от 01.07.2024 исх.N491 отсутствовали акт визуального осмотра, сведения о способах выявления названных недостатков без указания приборов, которыми проводились соответствующие замеры. Представитель Исполнителя дополнительно подчеркнул, что, в представлении Исполнителя, вышеуказанные действия Заказчика и обстоятельства противоречили условиям Контракта (п.п. 3.7, 3.8, 3.10 Контракта).
Ознакомившись с пояснениями и представленными к материалам дела документами и сведениями, Комиссия Управления пришла к выводу о совершении Исполнителем всех необходимых действий, направленных на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые были установлены в Контракте.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 280 государственных контрактов. Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Исполнитель ранее выполнял аналогичные контракты (оказание услуг), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителем условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Отказать ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" во включении сведений в отношении ИП Санько К.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
К.Д. Киняшова |
Члены Комиссии Управления: |
|
|
|
|
И.А. Поляков |
|
|
А.А. Белолипецкая |
Исп. Поляков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июля 2024 г. N 077/10/104-9206/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024