Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБОУ "Школа N 1220": С.В. Кравцова (доверенность N б/н от 13.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Пухаев А.С.: М.А. Медведева (доверенность N б/н от 05.07.2024), рассмотрев обращение ГБОУ "Школа N 1220" о включении сведений об ИП Пухаев А.С. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-31335 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ "Школа N 1220" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Пухаев А.С. (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по переустройству и ремонту санитарных узлов в здании ГБОУ Школа N 1220 (реестровый N0873500000823006769). 22.12.2023 между Заказчиком и ИП Пухаев А.С. заключен государственный контракт N202/АЭ/23 (реестровый N2771705394723000041) на выполнение ремонтных работ по переустройству и ремонту санитарных узлов в здании ГБОУ Школа N 1220 (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Пухаев А.С. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-31335 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 18.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта: с 15.06.2024 по 31.07.2024 года. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 20.05.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию исх. N06-50/426 от 20.05.2024 с требованием надлежащим образом исполнять обязательства, предусмотренные условиями Контракта. В срок не более 2 (двух) дней с даты получения настоящей претензии назначить ответственное контактное лицо, выделить номер телефона, адрес электронной почты для приема данных (заявок, запросов, писем) в электронной форме и уведомить об этом заказчика. Предоставить Заказчику список сотрудников, привлекаемых к выполнению работ, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), года рождения и паспортных данных, места регистрации. обеспечить явку уполномоченного представителя для проведения осмотра и передачи объекта по Акту приема-передачи объекта для производства. В установленный срок требования не были исполнены Исполнителем. 05.06.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию исх. N06-50/459 от 05.06.2024 с требованием надлежащим образом исполнять обязательства, предусмотренные условиями Контракта. В срок до 10.06.2024 назначить ответственное контактное лицо, выделить номер телефона, адрес электронной почты для приема данных (заявок, запросов, писем) в электронной форме и уведомить об этом Заказчика. Предоставить Заказчику список сотрудников, привлекаемых к выполнению работ, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), года рождения и паспортных данных, места регистрации. Обеспечить явку уполномоченного представителя для проведения осмотра и передачи объекта по Акту приема-передачи объекта для производства. В установленный срок требования были частично исполнены Исполнителем. 07.06.2024 Заказчик получил по электронной почте от Исполнителя список на допуск сотрудников. 07.06.2024 Заказчик получил от Исполнителя письмо исх. N05/24 от 05.06.2024 о необоснованном воспрепятстовании в осмотре объекта 05.06.2024, а также просьбе 2024-31335 4 обеспечить доступ на объект для проведения осмотра и передачи объекта по акту приема-передачи. 07.06.2024 Заказчик направил ответ исх. N06-50/463 от 07.06.2024 в адрес Исполнителя на письмо N05/24 от 05.06.2024 о том, что представитель Исполнителя был допущен на объект 05.06.2024, а также предложение приехать Исполнителю 10.06.2024 для составления и подписания Акта приема-передачи объекта для производства работ. 10.06.2024 Сторонами оформлен Акт передачи объекта в работу Исполнителю, который Исполнитель подписывать отказался со ссылкой на невозможность выполнения работ. 11.06.2024 Заказчик получил от Исполнителя письмо исх. N10/24 от 10.06.2024 о необоснованном воспрепятствовании в осмотре объекта 05.06.2024, о том что 10.06.2024 состоялось проведение осмотра объекта, в ходе которого выявлена невозможность выполнения работ и требование внести изменения в сметную документацию либо предоставить объект в состоянии пригодном для производства работ. 18.06.2024 Заказчик направил ответ в адрес Исполнителя исх. N06-50/479 от 18.06.2023 на письмоN10/24 от 10.06.2024 о том, что доводы о недопуске Исполнителя на объект несостоятельны и ничем не подтверждены, тем более, что 10.06.2024 Сторонами Контракта оформлен Акт передачи объекта в работу Исполнителю, который Исполнитель подписывать отказался со ссылкой на невозможность выполнения работ.
Также, рассмотреть вопрос о внесении изменений в техническую, сметную документацию не представляется возможным ввиду отсутствия в письме сведений о том, какие именно изменения должны быть внесены в документацию. Кроме того, в письме отсутствует нормативное обоснование непригодности объекта для проведения работ, в связи с чем, выполнить требования Исполнителя, указанные в письме от 10.06.2024 N10/24 не представляется возможным. 21.06.2024 Заказчик получил от Исполнителя письмо исх N2l/24 от 21.06.2024 о воспрепятствовании в доступе на объект невозможности проведения работ по текущему ремонту санитарных узлов в связи с непригодностью технической, сметной документации. При этом Исполнитель требует отменить решение Заказчика об отказе от исполнения Контракта и (повторно) внести соответствующие изменения в техническую сметную документацию. 24.06.2024 Заказчик направил ответ в адрес Исполнителя исх. N06-50/494 от 24.06.2024 Исполнителю на письмо 21/24 от 21 .06.2024 о том, рассмотреть вопрос о внесении изменений в техническую, сметную документацию не представляется возможным ввиду отсутствия в письме сведений о том, какие именно изменения должны быть внесены в такую документацию, что Исполнитель повторяет сведения, по которым уже предоставлен ответ. В связи с этим Заказчик просит давать ответы по существу возражений Заказчика, а не повторять те доводы, которым уже дана оценка в письме Заказчика N06-50/479 от 18.06.2024.
Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что 05.06.2024 Исполнителю в осмотре объекта было необоснованно воспрепятствовано. 10.06.2024 на основании письма Исполнителя N 05/24 от 05.06.2024 2024-31335 5 состоялось проведение осмотра объекта, в ходе которого выявлена невозможность выполнения работ по переустройству и ремонту санитарных узлов в здании ГБОУ Школа N 1220 в связи с непригодностью технической, сметной документации, а также рабочую документацию, разработанную ООО "СП-ЭКСПЕРТ" (технологические решения по переустройству и ремонту санитарных узлов Школа N 1220): производство работ не представляется возможным без выравнивания стен санитарных узлов. В связи с приведенными обстоятельствами Исполнитель был вынужден отказаться от подписания Акта приема-передачи объекта для производства работ.
Согласно п. 5.4.5 Контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику немедленно после приостановления выполнения работ. Исполнитель письмом N 10/24 от 10.06.2024 информировал Заказчика о приостановке исполнения обязательств по Контракту, требовал в срок до 15.06.2024 внести соответствующие изменения в техническую, сметную документацию, в том числе рабочую документацию, разработанную ООО "СП-ЭКСПЕРТ" (технологические решения по переустройству и ремонту санитарных узлов Школа N 1220) либо предоставить объект в состоянии, пригодном для производства работ в соответствии с имеющейся документацией (стены санитарных узлов должны быть выровнены). Ответа на указанное обращение Исполнителя не последовало. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 2024-31335 6 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-31335 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБОУ "Школа N 1220" во включении сведений в отношении ИП Пухаев А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: К.Д. Киняшова Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-31335
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июля 2024 г. N 077/10/104-8866/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024