Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве: Князевой Н.Ю. (дов.N50/ТО/2/1-9 от 06.03.2024), Кудриной А.В. (дов.N50/ТО/2/1-21 от 08.07.2024), в отсутствие представителей ООО "Ремстрой", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ СИЗС-1 ГУФСИН России по г. Москве (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт здания БПК ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве (Закупка N 0373100118424000030) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 2024-31762 2 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке сведений о конкретных характеристиках, товарном знаке используемых при оказании услуг товарах, сведения о которых указаны в описании объекта закупки.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных 2024-31762 3 документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная пп."а" и "г" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства. На заседании Комиссии Управления установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составе заявки, инструкция по заполнению", размещенном в составе извещения, Заказчиком установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке: "2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)".
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки 2024-31762 4 (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.16 и 16.1 ст.34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований п.1 - 3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В описании объекта закупки Заказчиком в том числе установлено: "Целью технического задания является выполнение работ по капитальному ремонту здания БПК ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве по адресу:
г. Москва, ул. Матросская тишина, д. 18 для приведения в соответствии с действую-щими требованиями нормативных актов Минюста России, перечень которых указан в сметной документации приложение к разделу "Расчет обоснование цены контракта" и приложение N2 к проекту государственного контракта". При этом в описании объекта закупки также содержится перечень работ, например: "Перечень работ:
2. Водоснабжение (ХВ):
1. Холодное водоснабжение (ХВ) осуществить путем бес канальной прокладки тру-бопровода от колодца N100 до помещения ТП (пом.N18) "БПК". 2.
Прокладку трубопровода осуществить трубой типа ПНД ПЭ-100-SDR11PN16 Ду-63 мм, толщиной стенки- 5,8 мм (Lтр.
- 58 м/п). Присоединение трубы к действующему трубопроводу осуществить через задвижку чугунную клиновую фланцевую с обрезиненным клином 30ч39р Ду 65 мм, с установкой в колодце N100. 2024-31762 5 Присоединение внутри здания (к внутренним сетям водопровода), осуществить в ТП (пом.N13) "КБО", через кран шаровой фланцевыйДУ-65 мм для ХВ. 3.
При производстве работ руководствоваться требованиями СНиП 3.05.04- 85 и СП 76.13330.216, СП 30.13330.2020, СП 31.13330.2021, СП 129.13330.2019".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поставка товара в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, не осуществляется, при этом требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке установлены Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.
Также представитель Заказчика отметил, что в что в требованиях к составу заявки на участие в закупке указано, что требования предъявляются к участнику закупки с учетом ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии необходимости у участника закупки в предоставлении сведений об используемых товарах.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является капитальный ремонт здания БПК ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве, при этом запреты, ограничения и условия допуска, предусмотренные ст.14 Закона о контрактной системе, Заказчиком не устанавливались, в составе извещения заказчиком размещена сметная документация на капитальный ремонт, предусмотренная п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также указано: "Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ".
Кроме того, п.2 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе прямо указано, что сведения о характеристиках товара и товарном знаке не включаются в состав заявки, в случае включения заказчиком в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен конкретный случай, когда сведения о характеристиках товара и товарном знаке не включаются в 2024-31762 6 состав заявки на участие закупке. Комиссия Управления также отмечает, что в требованиях к составу заявки на участие закупке Заказчиком указано, что предложение участника закупки формируется с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе, при этом в силу п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе сведения о характеристиках товара представляются исключительно в случае закупки товара, однако, исходя из положений извещения, описания объекта закупки, следует, что поставка товара в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой конкурентной процедуры, не осуществляется, какие-либо товары также не квалифицируются Заказчиком как "поставляемые".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы, о требовании Заказчика о предоставлении характеристик используемых товаров, не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в нарушение положений Закона о контрактной системе Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в закупке о необходимости представления сведений о характеристиках, стране происхождения, товарном знаке необходимых товаров, информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в то время как поставка товара, согласно доводам жалобы, в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой процедуры, не осуществляется.
Также Заявитель отмечает, что в требованиях к составу заявки Заказчиком не конкретизирован перечень документов необходимых к представлению в рамках требования к информации и документам, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, а также требования к документам, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не позволяет однозначным образом идентифицировать необходимый к представлению в составе заявки на участие в закупке перечень документов.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. 2024-31762 7 Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. На заседании Комиссии Управления установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составе заявки, инструкция по заполнению", размещенном в составе извещения, Заказчиком установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке: "2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
3) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными". Комиссия Управления отмечает, что положения извещения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, должны носить однозначный характер и не допускать двоякого трактования. Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указания на необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от 2024-31762 8 исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке сведений о стране происхождения, характеристиках, товарном знаке товара, информации и документах, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, а также документах, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются неправомерными, так как представление таких документов, фактически, не требуется, а для определения необходимости представления таких сведений участнику закупки необходимо осуществить анализ извещения, установить наличие, либо отсутствие условий представления сведений, при этом непосредственно в требованиях к составу заявки на участие в закупке не содержится прямого указания на отсутствие необходимости предоставления таких документов в рамках данной закупочной процедуры.
Также Комиссия Управления отмечает, что в требованиях к составу заявки Заказчиком не конкретизирован перечень информации и документов, необходимых к представлению в рамках требования к информации и документам, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе, а также в рамках требования к документам, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, что также само по себе является неправомерным, так как не позволяет однозначным образом определить перечень необходимых к представлению в заявке на участие в закупке документов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным в части и о нарушении Заказчиком п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2024 NИЭА1, на участие закупке подано две заявки, при этом обе заявки участников закупки признаны 2024-31762 9 соответствующими требованиям извещения. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" на действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве обоснованной в части установления неправомерных требований к составу заявки на участие в закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-31762
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июля 2024 г. N 077/06/106-9221/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024