рассмотрев материалы дела N 7-3/436 по обращению заказчика -муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (далее также - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре", заказчик, Учреждение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственность "ПРИМПРОЕКТ" (ИНН 2536324794) (далее также - ООО "ПРИМПРОЕКТ", Общество), директоре Общества Худякове Евгении Александровиче (ИНН 253196248165), учредителях Общества Худякове Евгении Александровиче (ИНН 253196248165) и Конюхове Сергее Александровиче (ИНН 253714937000) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.04.2023 N 8т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" (реестровый номер 3270307726523000013), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.03.2023 N 0822300013123000013), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки - ООО "ПРИМПРОЕКТ",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ""ПРИМПРОЕКТ" (ИНН 2536324794), директоре Общества Худякове Евгении Александровиче (ИНН 253196248165), учредителях Общества Худякове Евгении Александровиче (ИНН 253196248165) и Конюхове Сергее Александровиче (ИНН 253714937000) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.04.2023 N 8т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" (реестровый номер 3270307726523000013), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.03.2023 N 0822300013123000013), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки - ООО "ПРИМПРОЕКТ".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 18.04.2023 N 8т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" (реестровый номер 3270307726523000013), заключен между МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (далее также - "Муниципальный заказчик") и ООО "ПРИМПРОЕКТ" (далее также - "Подрядчик") по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.03.2023 N 0822300013123000013) (далее также - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 2 395 947,43 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0822300013123000013 от 07.04.2023 победителем торгов признана заявка с идентификационным номером 1 (заявка ООО "ПРИМПРОЕКТ"), с наименьшим ценовым предложением 1 592 182,34 рублей (понижение составило 33,54%).
В силу п. 1.3 контракта "Подрядчик" обязуется выполнить обмерные работы, работы по обследованию объекта, работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" в соответствии со сметным расчетом, согласно приложению N1 к настоящему контракту, техническим заданием согласно приложению N2 к настоящему контракту, графиком выполнения "Работ" согласно приложению N3 к настоящему контракту, заданием на проектирование от 21.02.2023 г., являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (в дальнейшем - "Работы").
В соответствии с п. 3.1 контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль "Подрядчика", уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов "Подрядчика", связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 1 592 182 (Один миллион пятьсот девяносто две тысячи сто восемьдесят два) рубля 34 копейки, НДС не облагается.
П. 1.4 контракта установлено, что выполнение "Работ" по настоящему контракту производится иждивением "Подрядчика".
Согласно п.п. 1.5, 1.6 контракта место выполнения "Работ": на базе подрядчика с выездом на местность в пределах места нахождения объекта, место сдачи "Работ": 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 41, каб. 203.
В соответствии с п. 1.7 контракта сроки выполнения "Работ": Начальный срок выполнения "Работ" - дата заключения контракта (п. 1.7.1). Конечный срок выполнения "Работ" - "15" сентября 2023 г. п. 1.7.2). Сроки выполнения отдельных этапов "Работ" устанавливаются в графике выполнения "Работ" (Приложение N3 к настоящему контракту) (п. 1.7.3).
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Сметный расчет.
Приложением N 2 к контракту Стороны согласовали Техническое задание.
Приложением N 3 к контракту Стороны согласовали График выполнения работ:
1 этап: выполнение обмерных работ, выполнение работ по обследованию объекта, проектная документация стадия "Проектная документация", получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости - с даты заключение контракта по "25" августа 2023 г.
2 этап: Проектная документация стадия "Рабочая документация" - с даты заключение контракта по "15" сентября 2023 г.
В соответствии с Техническим заданием Подрядчику необходимо разработать документацию с учетом требований и объема выполняемых работ, в соответствии с действующими нормативными требованиями и заданием на проектирование от 21.02.2023.
Порядок сдачи и приемки "Работ" установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 контракта результатом выполненных по настоящему контракту "Работ" является документация по выполнению обмерных работ, работ по обследованию объекта, заключение по комплексному обследованию технического состояния здания, акта технического осмотра, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы документации (этап N1), Рабочая документация (этап N2). "Работы" по этапу N1 не могут быть приняты "Муниципальным заказчиком" до получения положительного заключения обязательной в силу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизы документации. "Подрядчик" выдает "Муниципальному заказчику" с сопроводительным письмом 1 экземпляр:
- заключения по комплексному обследованию технического состояния здания,
- акт технического осмотра,
- проектную документацию стадия "Проектная документация" в электронном виде (на CD-диске или flesh-карте ), в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему Контракту) по акту приема - передачи документации для направления "Муниципальным заказчиком" указанной документации на государственную экспертизу. При этом приемка документов по акту приема - передачи документации не свидетельствует о принятии "Муниципальным заказчиком" результата "Работ". "Муниципальный заказчик" осуществляет входной контроль 1 экземпляра полученных от "Подрядчика": заключения по комплексному обследованию технического состояния здания, акта технического осмотра, проектной документацию стадия "Проектная документация" в течение 5 (пяти) календарных дней до направления на государственную экспертизу. В случае отсутствия замечаний к предоставленным "Подрядчиком" документам "Муниципальный заказчик" подписывает акт приема-передачи документации и направляет его "Подрядчику", а указанную документацию направляет на государственную экспертизу. В случае наличия замечаний к предоставленным "Подрядчиком" документам, "Муниципальный заказчик" направляет письменные замечания "Подрядчику" по представленным документам для их устранения "Подрядчиком".
В соответствии с п 4.2.1 контракта по окончании выполнения "Работ" (отдельного этапа "Работ") "Подрядчик" обязан письменно сообщить "Муниципальному заказчику" о готовности к сдаче результата "Работ" (отдельного этапа "Работ"), предоставить "Муниципальному заказчику" результаты выполненных "Работ" (отдельного этапа "Работ"), сформировать с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее -ЕИС), подписать усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени "Подрядчика", и разместить в ЕИС документ о приемке "Работ" (отдельного этапа "Работ"), содержащий информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 2 контракта.
В силу п.п. 2.4.1, 2.4.1.1 контракта "Подрядчик" обязан принять на себя обязательства в соответствии с техническим заданием "Муниципального заказчика" (Приложение N 2 к контракту) и в срок, установленный п.1.7 контракта, выполнить работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)". Выполнить все "Работы" своевременно в соответствии со сметным расчетом, техническим заданием, заданием на проектирование от 21.02.2023 г., являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта.
Пунктом 2.4.19 контракта установлено, что "Подрядчик" обязан выполнить "Работы" в объеме и качестве, необходимом для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно п. 2.4.7 контракта Подрядчик" обязан устранить за свой счет в установленный "Муниципальным заказчиком" разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения "Работ" по контракту, при передаче результатов "Работ" по контракту, при проведении государственной экспертизы документации, а также выявленные в ходе строительства (реконструкции), капитального ремонта объекта капитального строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения "Работ" "Подрядчиком" и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки "Муниципальному заказчику" и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если "Муниципальным заказчиком" не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
"Муниципальный заказчик" в силу п. 2.2.1 контракта обязан осуществлять приемку результатов выполненных "Работ" (отдельного этапа "Работ") по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением N 3 к контракту и его неотъемлемой частью после получения положительного заключения государственной экспертизы документации, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы документации.
Датой приемки выполненной работы (отдельного этапа "Работ") считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного "Муниципальным заказчиком" (п. 4.8 контракта).
Согласно п. 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения "Сторонами" и действует до полного исполнения "Сторонами" своих обязательств по контракту..
В соответствии с п. 9.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу п.п. 9.2.1, 9.2.2 контракта "Муниципальный заказчик" вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в следующих случаях, являющихся для "Сторон" существенными нарушениями условий контракта: Отсутствие у "Подрядчика" лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательств по настоящему контракту (п. 9.2.1.1). Нарушение "Подрядчиком" промежуточных сроков выполнения "Работ" и (или) конечного срока выполнения "Работ", установленных настоящим контрактом, более чем на 10 календарных дней (п. 9.2.1.2). Не устранение "Подрядчиком" недостатков (дефектов) выполненных "Работ" в установленный "Муниципальным заказчиком" срок (п. 9.2.1.3). Выявление (обнаружение) существенных и неустранимых недостатков (дефектов) в выполненных "Подрядчиком" "Работах" (п. 9.2.1.4). В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта, "Подрядчик" принял на себя обязательства выполнить обмерные работы, работы по обследованию объекта, работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" в соответствии со сметным расчетом, согласно приложению N1 к настоящему контракту, техническим заданием согласно приложению N2 к настоящему контракту, графиком выполнения "Работ" согласно приложению N3 к настоящему контракту, заданием на проектирование от 21.02.2023 г., являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (в дальнейшем - "Работы").
В соответствии с Графиком выполнения работ работы выполняются в два этапа:
1 этап: выполнение обмерных работ, выполнение работ по обследованию объекта, проектная документация стадия "Проектная документация", получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости - с даты заключение контракта по 25.08.2023.
2 этап: Проектная документация стадия "Рабочая документация" - с даты заключение контракта по 15.09.2023.
В силу п. 2.4.19 контракта "Подрядчик" обязан выполнить "Работы" в объеме и качестве, необходимом для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Датой приемки выполненной работы (отдельного этапа "Работ") считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного "Муниципальным заказчиком" (п. 4.8 контракта).
По состоянию на 18.06.2024 "Работы" по контракту не выполнены, "Подрядчик" допустил просрочку выполнения работ свыше 9 месяцев.
Как следует из письменных пояснений заказчика, в ходе исполнения контракта Учреждением неоднократно направлялись замечания к предоставляемым на рассмотрение отдельным проектным решениям и требования о предоставлении проектной документации в связи с нарушением сроков работ (письма исх. от 19.07.2023 N 08-01/1509, от 08.08.2023 N 08-05/1700, от 11.08.2023 N 08- 05/1738, от 15.08.2023 N 08-05/1771, от 25.09.2023 N 08-05/2107, от 18.11.2023 N 08-05/2571, от 26.01.2024 N 08-05/222, от 11.01.2024 N 08-05/46, от 17.01.1024 N 08-05/111, от 05.02.2024 N 08-05/319, от 20.02.2024 N 08- 05/413, от 03.04.2024 N 08-05/669, от 30.05.2024 N 08-05/1080). Большинство замечаний являются повторяющимися ввиду того, что, несмотря на принятие замечаний в работу, надлежащим образом они так и не были устранены ООО "ПРИМПРОЕКТ" в течение длительного времени в период с августа 2023 года.
03.06.2024 заказчик письмом исх. N 08-05/1104 направил в адрес Подрядчика требование о предоставлении одного экземпляра проектной документации (стадия "Проектная документация"), заключения по комплексному обследованию технического состояния здания, акта технического осмотра для направления на государственную экспертизу.
04.06.2024 ООО "ПРИМПРОЕКТ" письмом исх. от 04.06.2024 N 184 уведомило о том, что документация находится в разработке и будет направлена заказчику 14.06.2024, при этом в направленной в дальнейшем документации для загрузки на государственную экспертизу не были устранены ранее выявленные замечания и недостатки к проектной документации.
В соответствии с п. 4.1 контракта результатом выполненных по контракту "Работ" является документация по выполнению обмерных работ, работ по обследованию объекта, заключение по комплексному обследованию технического состояния здания, акта технического осмотра, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы документации (этап N1), Рабочая документация (этап N2).
В соответствии с п. 21 Технического задания на выполнение работ по подготовке проектной документации (Приложения N 2 к контракту) Подрядчик обязан разработать документацию с учетом требований и объема выполняемых работ, в соответствии с действующими нормативными требованиями. Проектная документация должна соответствовать Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", другим нормативным документам, техническими регламентами в области пожарной безопасности с учетом всех изменений, действующих на момент выдачи документации застройщику при разработке проектной документации в рамках капитального ремонта.
17.06.2024 исх. N 08-01/1201 заказчик направил повторные замечания к проектной документации в связи с неустранением подрядной организацией выявленных несоответствий разделов документации Строительным правилам "СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа от 01.01.2021", а также Своду Правил "СП 6.13130.2021 Системы противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности от 06.10.2021", при этом по условиям контракта ООО "ПРИМПРОЕКТ" приняло на себя обязательства по выполнению работ в надлежащем качестве и в установленные сроки.
На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно: на 18.06204, работы по контракту Подрядчиком не выполнены, результат работ, соответствующий условиям контракта, заказчиком не получен. Акты приемки выполненных работ с проектной документацией, выполненной в полном объеме, в адрес заказчика Обществом не предоставлялись.
Вместе с тем, по 1 этапу контракта срок сдачи их результата установлен -до 25.08.2023, по 2 этапу - до 15.09.2023, срок предоставления проекта для загрузки на государственную экспертизу - 13.07.2023, при этом препятствий для исполнения контракта у ООО "ПРИМПРОЕКТ" не имелось. Исходные данные для проектирования предусмотренные ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.2.5 контракта предоставлены заказчиком в установленные контрактом сроки письмом исх. от 20.04.2023 г. N 08-01/808.
Ввиду неоднократного нарушения сроков выполнения работ в адрес Подрядчика направлялись претензии исх. от 18.09.2023 N 04-15/2050, от 11.12.2023 N 04-15/2740, которые Подрядчиком признавались и оплачивались неустойки (платежные поручения от 19.09.2023 N 275, от 22.12. 2023 N 437).
ООО "ПРИМПРОЕКТ" допустив просрочку выполнения работ свыше 9 месяцев, несмотря на уведомление заказчика о расторжении контракта, так и не предоставило надлежащий результат работ по контракту в течение срока, установленного ч. 14 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в соответствии с п.п. 9.2.1.2, 9.2.1.3 контракта является существенным нарушениям его условий.
В результате изучения материалов дела 7-3/436, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 18.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 18.06.2024.
Контракт расторгнут 01.07.2024 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (18.06.2024).
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 01.07.2024.
По состоянию на 18.06.2024, 01.07.2024 обязательства по контракту Подрядчиком не исполнены, работы по контракту не выполнены, результат работ, соответствующий условиям контракта, заказчиком не получен, акты приемки выполненных работ с проектной документацией, выполненной в полном объеме, в адрес заказчика Обществом не предоставлялись.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В ходе проведения внеплановой проверки Подрядчиком представлены письменные пояснения, из которых следует, что Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ. На дату вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик неоднократно направлял заказчику проектную документацию в полном объеме, все требования заказчика об оплате пени за нарушение сроков выполнения Работ также были оплачены.
Как пояснил директор ООО "ПРИМПРОЕКТ", 03.08.2023 письмом исх. N 207 Общество передало заказчику проектную документацию в целях согласования и направления ее на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
11.08.2023 письмом исх. N 08-05/1738 заказчиком отправлены замечания к проектной документации.
08.11.2023 Подрядчик повторно направил на согласование исправленную проектную документацию (письмо исх. от 08.11.2023 N 294).
08.11.2023 письмом исх. N 08-05/2571 заказчик вновь направил замечания по проектной документации.
В последующем Подрядчик направлял исправленную документацию в следующих письмах: от 26.12.2023 N 355, от 22.01.2024 N 010, от 29.01.2024 N 019, от 30.01.2024 N 024, от 30.01.2024 N 028; от 05.02.2024 N 045, от 20.03.2024 N 103, от 20.03.2024 N 104, от 07.05.2024 N 149, от 04.06.2024 N 184, от 06.06.2024 N б/н, однако заказчик в ответных письмах не согласовывал проектную документацию и неоднократно выставлял новые замечания к проектной документации.
27.06.2024 письмом исх. N 08-05/1201 заказчик в очередной раз направил замечания по проектной документации со сроком их устранения до 25.06.2024, между тем, 18.06.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, таким образом, заказчик, не дожидаясь окончания сроков устранения недостатков.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В силу п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела в действиях Подрядчика не установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в части принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Сведений, опровергающих доводы заказчика о том, что работы по контракту Подрядчиком в полном объеме надлежащим образом не выполнены, результат работ, соответствующий условиям контракта, заказчиком не получен, акты приемки выполненных работ с проектной документацией, выполненной в полном объеме, в адрес заказчика Обществом не предоставлялись, Обществом не представлено, при этом ООО "ПРИМПРОЕКТ" допустило просрочку выполнения работ свыше 9 месяцев, и, несмотря на уведомление заказчика о расторжении контракта, так и не предоставило надлежащий результат работ по контракту в течение срока, установленного ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, что является существенным нарушениям условий контракта.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют основания для принятия решения об отказе во включении ООО "ПРИМПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая участие в закупке, ООО "ПРИМПРОЕКТ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ПРИМПРОЕКТ", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" в отношении ООО ""ПРИМПРОЕКТ" (ИНН 2536324794), директора Общества Худякова Евгения Александровича (ИНН 253196248165), учредителей Общества Худякова Евгения Александровича (ИНН 253196248165) и Конюхова Сергея Александровича (ИНН 253714937000) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.04.2023 N 8т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Средняя общеобразовательная школа N 5", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, д. 44, корпус 4. (Капитальный ремонт)" (реестровый номер 3270307726523000013), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 29.03.2023 N 0822300013123000013), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 июля 2024 г. N РНП-296
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024