Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе: Литвинов Р.А. - председатель Комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Панчишкина М.П. - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, осуществляя рассмотрение жалобы дистанционно (посредством видеоконференц- связи), с участием: Орехова О.А. - директора ООО "Медград"; Аристовой Н.Н. - представителя ООО "Медград" на основании доверенности от 04.07.2024 N б/н; 2 Сухова А.А. - представителя ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области" на основании доверенности от 21.10.2022 N 122; Недохлебова В.В. - представителя комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области на основании доверенности от 11.11.2022 N 17, рассмотрев жалобу ООО "Медград" (далее - Заявитель) вх. N 6940/24 от 02.07.2024 на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка специализированных продуктов лечебного питания (РЛ) для бесплатного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 N 290-п "Об утверждении Порядка бесплатного лекарственного обеспечения и лекарственного обеспечения с 50-процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам"" (номер извещения 0129200005324001857),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.06.2024 было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка специализированных продуктов лечебного питания (РЛ) для бесплатного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 N 290-п "Об утверждении Порядка бесплатного лекарственного обеспечения и лекарственного обеспечения с 50-процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам"" (номер извещения 0129200005324001857, далее - Извещение). Заказчик - ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области" (далее - Заказчик). Начальная (максимальная) цена контракта - 18 063 234,92 рублей.
Согласно доводу жалобы Заказчиком допущены нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при установлении требований к объекту закупки. По мнению Заявителя, установленным Заказчиком в Извещении характеристикам закупаемого товара соответствует продукция одного производителя - "Nutricia Advanced Medical Nutrition".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Комиссия отмечает, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, 3 которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Заказчик не отрицал соответствие требованиям, установленным Извещением, продукции одного производителя, однако, пояснил, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался необходимостью получения товара, назначенного пациенту строго по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на основании решения врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Подбор конкретного продукта лечебного питания, расчет потребности, составление диеты осуществляется врачами-специалистами при проведении врачебной комиссии сугубо индивидуально, с учетом диагноза, тяжести течения заболевания, сопутствующих осложнений, возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития, а также индивидуальной переносимости продуктов, при этом для различной категории пациентов устанавливаются требования к специализированным смесям лечебного питания по адаптированному энергетическому, белковому, витаминному и минеральному составу, обеспечивающим безопасность и не создающие при этом дополнительных барьеров в терапии, тем самым позволяя пациентам получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя длительности диетотерапии и приверженности лечения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящем случае Заказчиком в описании объекта закупки в каждой позиции описаны характеристики продукции конкретного производителя, что фактически подтверждает сам Заказчик. В отсутствие отдельных оснований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, и с учетом отсутствия лечебного питания, являющегося объектом закупки, в Перечне медицинских изделий, специализированных продуктов 4 лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.01.2024 N 40- р, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод жалобы нашел свое подтверждение и является обоснованным. Комиссия приняла решение не выдавать обязательное для исполнения предписание для устранения выявленных нарушений, поскольку указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с учетом поданных заявок на участие в закупке, с учетом того, что Заявитель не указал, какая из характеристик/позиций Извещения в настоящем случае является блокирующей и препятствует принятию участия в закупке Заявителем. ООО "Медград" в жалобе не указано как нарушены его права и законные интересы, как могут быть восстановлены его права, не указано какое может быть выдано предписание для устранения выявленных нарушений. Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано 3 заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 25 процентов. Заявитель в жалобе просит запросить мнение независимого эксперта - главного диетолога Южного Федерального Округа, проверить протоколы врачебных комиссий пациентов, в которых обосновано с клинической стороны назначение смесей производства немецкого, английского и турецкого производства, проверить почему Заказчик закупает продукцию зарубежного производителя, обеспечивая прибылью иностранного производителя за счет средств Российского регионального бюджета при наличии Российских эквивалентных продуктов и иное. В то же время Заявителем не указано каким образом указанные действия могут повлиять на результат рассмотрения данной жалобы в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе с учетом установленного порядка и процедуры рассмотрения жалобы, в связи с чем ходатайство Заявителя удовлетворению не подлежит.
Согласно следующему доводу Заявителя одна из позиций описания объекта закупки должна быть выделена в объект отдельной закупочной процедуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление N 929) и письмом ФАС России от 09.06.2015 N АК/28644/15 (далее - Письмо N АК/28644/15).
Заказчик пояснил, что Постановление N 929 и Письмо N АК/28644/15 регулируют и разъясняют проведение закупок лекарственных средств, в то время как объектом рассматриваемой закупки (номер извещения 0129200005324001857) поставка специализированных продуктов лечебного питания, которые лекарственными средствами не являются. Заявителем документального опровержения доводов, указанных Заказчиком, не представлено. 5 Следовательно, довод жалобы не нашел свое подтверждение и является необоснованным. Комиссия отмечает, что в случае, если Заявителем усматривается нарушение Заказчиком Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), в частности ст. 17 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в Волгоградское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Руководствуясь главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медград" вх. N 6940/24 от 02.07.2024 на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка специализированных продуктов лечебного питания (РЛ) для бесплатного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 17.06.2011 N 290-п "Об утверждении Порядка бесплатного лекарственного обеспечения и лекарственного обеспечения с 50-процентной оплатой стоимости лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам"" (номер извещения 0129200005324001857) частично обоснованной в части довода об установлении требований к объекту закупки, соответствующих продукции одного производителя.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ответственного должностного лица Заказчика. Председатель комиссии Р.А. Литвинов 6 Члены комиссии: М.П. Панчишкина Н.И. Ивченко Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Панчишкина М.П. тел.(8442) 24-22-64 вн. 034-135
2024-5640
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 5 июля 2024 г. N 034/06/105-880/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024