Резолютивная часть решения оглашена 08 июля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Иванов В.В.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Трушинская К.Д.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Телкова К.А.,
в присутствии представителя администрации Пичаевского муниципального округа Тамбовской области - ///.,
в отсутствие представителей:
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пичаевская средняя общеобразовательная школа", ООО "БРОКЕР ГРУПП", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее также Заявитель) на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пичаевская средняя общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона N0164600008024000004 на выполнение работ по текущему ремонту кровли Липовского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступила жалоба (вх. от 03.07.2024 N4784-ЭП/24) ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пичаевская средняя общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона N0164600008024000004 на выполнение работ по текущему ремонту кровли Липовского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" (далее - аукцион)
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 600 000,00 руб.
Заказчик - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пичаевская средняя общеобразовательная школа".
Уполномоченный орган - администрации Пичаевского муниципального округа Тамбовской области.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что Заказчик обязан установить в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы и пояснения Уполномоченного органа, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Закона о контрактной системе, пунктом 12 части 1 которой предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а также определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
Согласно пункту 3 Постановления N2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению N2571 при выполнении работ по по текущему ремонту зданий, сооружений установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Изучив размещенную заказчиком в единой информационной системе информацию по закупке N0164600008024000004, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что в извещении о проведении электронного аукциона предусмотренные позицией 15 Приложения к Постановлению N2571 дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
Таким образом Заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признается обоснованным.
Вместе с тем, вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика (поставщика, исполнителя), так как единственный участник закупки имеет опыт выполнения работ согласно позиции 15 Приложения к Постановлению N 2571.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Извещением о проведении рассматриваемой закупки установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере 5% от цены контракта.
Положения об обеспечении исполнения контракта определены разделом 10 проекта контракта.
Пунктом 10.10 проекта контракта установлено следующее: "В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций Подрядчик обязан предоставить Заказчику новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика о необходимости предоставления соответствующего обеспечения. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона N 44".
Однако, в проекте контракта не установлено условие о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, что является нарушением части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Установлено, что проект контракта не содержит условий о возврате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что является нарушением части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Положение о сроке действия независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не определено в проекте контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" обоснованной.
2. Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пичаевская средняя общеобразовательная школа" нарушившим пункт часть 5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42, часть 27, часть 34 статьи 34, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Пичаевская средняя общеобразовательная школа" предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская
К.А. Телкова |
Исп.Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11 июля 2024 г. N 068/06/42-457/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024