Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "ТД "Электромаш" <_>. (доверенность от 02.07.2024 б/н),
представителей Заказчика МУП г. Сарапула "Сарапульский водоканал", полномочия которых не подтверждены, личность не удостоверена,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "ТД "Электромаш" (ИНН 5752203630) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-0015-26823 - 2024 "Приобретение материалов и оборудования для капитального ремонта сетей и сооружений водопровода и системы водоотведения в г. Сарапуле Удмуртской Республики, насос 1Д1250-125" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009901, далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
17.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 848 400,00 рублей.
24.06.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2024 NИЗК1 на участие в закупке было подано восемь заявок, 4 отклонены. Победителем признано ООО "ТД "Электромаш".
Протоколом от 01.07.2024 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
26.06.2024 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
27.06.2024 до 23:59 - регламентированный срок для подписания проекта контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, обеспечение исполнения контракта не внесено, в связи с чем Заказчиком 01.07.2024 был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям Общества, намерения не заключать контракт у Общества не имелось, наоборот, Общество было готово исполнению указанного контракта, в связи с чем незамедлительно в день подведения итогов осуществило заказ насоса, необходимого по контракту у официального дилера АО "ГМС Ливгидромаш", с целью дальнейшего осуществления поставки Заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Обществом в срок, регламентированный законом, предпринимались действия, направленные на исполнение контракта, а именно, 26.06.2024 Общество направило заявку N261 официальному дилеру АО "ГМС Ливгидромаш" для изготовления насоса 1Д1250-125 в количестве 1 шт., как требовалось в спецификации по контракту, для изготовления указанного товара по контракту с Заказчиком.
При этом, в материалах дела имеется ответ N 60234-99 на заявку Общества от АО "ГМС Ливгидромаш", где указано, что заявка N261 поступила 25.06.2024 о заказе насоса для изготовления.
Общество пояснило, что в ответном письме дилера была допущена опечатка, и представил в материалы дела ответ АО "ГМС Ливгидромаш" от 08.07.2024 N70112-17 о том, что письмо N 60234-99 имеет опечатку в дате заявки ООО "ТД "Электромаш", и указывает, что заказ принят в производство и будет изготовлен до 01.08.2024.
Таким образом, в подтверждение своего реального намерения исполнять не заключенный контракт, Общество представило в материалы дела подтверждающие такое намерение документы на заказ товара - насоса по контракту.
Кроме того, в материалы дела также представлено платежное поручение от 01.07.2024 о перечислении суммы обеспечения контракта на счет Заказчика, что подтверждает реальную возможность произвести оплату обеспечения в необходимом размере Обществом.
Таким образом, Общество предпринимало действия, направленные на заключение контракта с Заказчиком, заблаговременно после публикации итогового протокола направило заявку дилеру на изготовление товара, требуемого к поставке, тем самым проявив намерение на его исполнение, в связи с чем у Комиссии отсутствуют основания полагать, что Общество имело умысел на уклонение от заключения контракта, и оснований для включения в РНП сведений об ООО "ТД "Электромаш" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ТД "Электромаш" (ИНН 5752203630) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-0015-26823 - 2024 "Приобретение материалов и оборудования для капитального ремонта сетей и сооружений водопровода и системы водоотведения в г. Сарапуле Удмуртской Республики, насос 1Д1250-125" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009901) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 8 июля 2024 г. N 018/06/104-556/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024