резолютивная часть оглашена "10" июля 2024 года
решение изготовлено "11" июля 2024 года г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 04.07.2024 N 269/24, на основании обращения заказчика ГБУЗ "Жуковская МБ" (вх. N 4897/24 от 03.07.2024) о включении сведений в отношении ООО "Время Строить" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "___.."
в присутствии:
"___.." - представителя заказчика ГБУЗ "Жуковская МБ", действующего на основании доверенности от 10.07.2024,
"___.." - представителя подрядчика ООО "Время Строить", действующего на основании доверенности N1 от 09.07.2024,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,
в результате осуществления проверки порядка одностороннего отказа заказчика ГБУЗ "Жуковская МБ" от исполнения контракта N 0127200000223006602 от 05.12.2023, предметом которого является капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19, требованиям Закона о контрактной системе,
установила:
05.12.2023 между заказчиком ГБУЗ "Жуковская МБ" и ООО "Время Строить" заключен контракт N 0127200000223006602 от 05.12.2023 на капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19.
Согласно п. 6.1 контракта срок выполнения работ:
- начало работ: в течение 1 (одного) рабочего дня от даты заключения контракта;
- окончание работ: не позднее 15 декабря 2023 года.
10.01.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование (исх.N8) об исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку подрядчиком на 10.01.2024 не окончены строительно-монтажные работы по капитальному ремонту.
05.03.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование (исх.N344) об исполнении обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик указывает, что 16.02.2024 главным врачом ГБУЗ "Жуковская МБ", начальником хозяйственного отдела совместно с главным инженером ООО "Феникс" проведено комиссионное визуальное и визуально-инструментальное обследование конструкций объекта с выборочным фотофиксированием и применением измерительных инструментов и приборов, в ходе которого установлено, что:
- толщина стенок сварных труб не соответствует размерам, указанным в сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта: вместо сварных труб толщиной 7 мм установлено трубы толщиной 5 мм;
- толщина профнастила оцинкованного с покрытием полиэстер С8-1150-0,5 не соответствует размерам, указанным в сметной документации;
- вместо смесей бетонных тяжелого бетона (БСТ) класс В 22,5 использована пескосмесь с керамзитом;
- лестничные ограждения из профильной трубы не соответствуют условиям сметной документации;
- в целом конструкция запасной входной группы и балкона над ней имеет кривизну и неровности. Одновременно заказчик просит в срок до 15.03.2024 устранить выявленные несоответствия выполненных работ, уведомив письменно заказчика о готовности сдать работы, а также заплатить штраф в размере 25 000 рублей за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
13.03.2024 подрядчиком в ответ на требование заказчика от 05.03.2024 исх.N344 направлено письмо (исх.N63) с просьбой продлить срок исполнения контракта до 01.04.2024 ввиду длительного срока поставки заказных комплектующих (сварные трубы толщиной 7 мм; профнастил оцинкованный с покрытием полиэстер С8-1150-0,5), необходимых для устранения выявленных несоответствий. Кроме того, подрядчик отмечает, что выполнение контракта в срок было невозможно в связи с неблагоприятными погодными условиями.
14.03.2024 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.N64) с просьбой в срок до 19.03.2024 определить представителей заказчика, которые наряду с представителями подрядчика войдут в состав комиссии для определения и согласования дополнительных работ по контракту, поскольку подрядчиком в ходе выполнения работ установлен факт превышения указанных в контракте объемов работ фактическим объемам.
17.05.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх.N734) с уведомлением о том, что заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223006602 в связи с тем, что подрядчиком не устранены выявленные заказчиком нарушения условий контракта, работы по капитальному ремонту надлежащим образом не выполнены.
19.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением подрядчиком в полном объеме всех видов работ, предусмотренных контрактом.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 19.06.2024.
05.06.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование (исх.N1007) об уплате штрафа за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактов в размере 25 000 рублей.
10.07.2024 комиссией заказчика в составе исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ "Жуковская МБ", начальника хозяйственного отдела, а также главного инженера ООО "Феникс" (организация, осуществляющая строительный контроль) составлен акт технического осмотра объекта, согласно которого установлено, что подрядчиком использованы материалы с ухудшенными характеристиками, не соответствующие условиям контракта, работы в полном объеме не выполнены, объект находится в нерабочем состоянии и не подлежит приемке.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком ГБУЗ "Жуковская МБ" правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223006602 от 05.12.2023 на капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктами 8.1 государственного контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
2) части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, заказчик 19.06.2024 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 19.06.2024 14:12 (МСК), которое впоследствии 19.06.2024 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 19.06.2024 является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Время Строить" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, поскольку 19.06.2024 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то 01.07.2024 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, поскольку 19.06.2024 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Время Строить" не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 01.07.2024 контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Время Строить" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком ГБУЗ "Жуковская МБ" недобросовестного поведения подрядчика ООО "Время Строить" в рамках заключенного контракта N 0127200000223006602 от 05.12.2023 на капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19.
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.1.4 контракта предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда, следовательно, к правоотношениям сторон, в том числе, подлежат применению положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта послужило невыполнение взятых на себя обязательств в установленный контрактом срок, а также после такого срока.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что подрядчиком ООО "Время Строить" не выполнены в полном объеме работы по капитальному ремонту ни в регламентированный контрактном срок (до 15.12.2024), ни после такого срока (до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - до 01.07.2024).
Согласно пояснений подрядчика выполнение работ по капитальному ремонту в срок, регламентированный контрактом (до 15.12.2023) было невозможно ввиду плохих погодных условий (согласно условий контракта требуется выполнение стяжки, которой необходимо просохнуть). Однако, до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (до 19.06.2024) у подрядчика имелась возможность выполнить работы по капитальному ремонту.
К 16.02.2024 подрядчиком выполнена часть работ по контракту N 0127200000223006602 от 05.12.2023. Главным врачом ГБУЗ "Жуковская МБ" с участием главного инженера ООО "Феникс" (организация, осуществляющая строительный контроль выполняемых работ по контракту N 0127200000223006602) проведено комиссионное визуально-инструментальное обследование конструкций объекта, в ходе которого установлено, что:
- толщина стенок сварных труб не соответствует размерам, указанным в сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта: вместо сварных труб толщиной 7 мм установлено трубы толщиной 5 мм;
- толщина профнастила оцинкованного с покрытием полиэстер С8-1150-0,5 не соответствует размерам, указанным в сметной документации;
- вместо смесей бетонных тяжелого бетона (БСТ) класс В 22,5 использована пескосмесь с керамзитом;
- лестничные ограждения из профильной трубы не соответствуют условиям сметной документации;
- в целом конструкция запасной входной группы и балкона над ней имеет кривизну и неровности. По итогам проведенного осмотра строительным контролем (ООО "Феникс") составлен акт от 16.02.2024, в котором зафиксированы вышеуказанные нарушения выполненных работ.
Таким образом, к 16.02.2024 подрядчиком выполнена лишь часть работ, в ходе проверки которой установлено, что работы невыполненные не в соответствии с требованиями сметной документации. Данный довод, также, подтверждается письмом подрядчика от 13.03.2024 (исх.N63) с просьбой продлить срок исполнения контракта до 01.04.2024 ввиду длительного срока поставки заказных комплектующих (сварные трубы толщиной 7 мм; профнастил оцинкованный с покрытием полиэстер С8-1150-0,5), необходимых для устранения выявленных несоответствий. Указанное письмо свидетельствует о согласии подрядчика с выявленными нарушениями выполненных работ по капитальному ремонту.
Кроме того, указанным письмом подрядчик обязался выполнить работы в срок до 01.04.2024, однако подрядчиком после 16.02.2024 работы на объекте не выполнялись.
Довод подрядчика о том, что фактический объем работ превышает сметный не подтвержден подрядчиком. Кроме того, о наличии указанного превышения работ подрядчик сообщил заказчику лишь 14.03.2024 письмом N64, в то время как срок выполнения работ по контракту определен до 15.12.2024. В период выполнения некоторых видов работ (до 16.02.2024) подрядчик, также, не уведомлял заказчика о наличии дополнительного объема работ.
В адрес Брянского УФАС России, также, не представлено документов, подтверждающих факт выполнения подрядчиком части работ, цена которых превышает цену контракта.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ является существенным для договора подряда.
Так, между заказчиком и исполнителем 05.12.2023 заключен контракт N 0127200000223006602 от 05.12.2023 на капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19.
Согласно п. 6.1 контракта срок выполнения работ срок окончания работ - не позднее 15 декабря 2023 года.
Однако, подрядчиком ООО "Время Строить" не выполнены в полном объеме работы по капитальному ремонту запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19.
Кроме того, подрядчиком ООО "Время Строить" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринято действий по устранению нарушений условий контракта.
Доказательств возникновения у подрядчика ООО "Время Строить" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта в Брянское УФАС России не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
ООО "Время Строить" как участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке, был обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия и сроки, надлежащим образом оценить свои трудовые и финансовые ресурсы, а также осознать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения взятых на себя обязательств, в том числе, риск принятия уполномоченным органом решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение о принятии участия в закупке, подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители, как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
ООО "Время Строить" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно исполнения контракта - в период исполнения контракта (до 15.12.2023) работы по капитальному ремонту запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19 не выполнены, что привело к нарушению публичных интересов по исполнению контракта.
Таким образом, сведения в отношении ООО "Время Строить" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения в одностороннем порядке контракта на капитальный ремонт запасной входной группы и балкона над ней главного корпуса с поликлиникой ГБУЗ "Жуковская МБ", расположенного по адресу Брянская область, Жуковский муниципальный округ, г. Жуковка, пер. Первомайский, Д.19, в связи с нарушениями условий рассматриваемого контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Время Строить" "___..", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: "___.." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ООО "Время Строить" "___..", лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: "___.." в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 11 июля 2024 г. N РНП-32-870
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024