Резолютивная часть решения объявлена 09.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Бодайбо-строй" (далее - ООО "Бодайбо-строй", заявитель) - <_>, <_>;
при участии представителя Администрации Мамско-Чуйского района (далее - Уполномоченный орган) - <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Мамская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту дверных блоков на 3-4 этажах здания МКОУ "Мамская средняя общеобразовательная школа" по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рп. Мама, ул. Победы, 10", номер извещения 0134300084824000020, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон
N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 03 июля 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту дверных блоков на 3-4 этажах здания МКОУ "Мамская средняя общеобразовательная школа" по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рп. Мама, ул. Победы, 10", номер извещения 0134300084824000020.
Заявитель считает, что принятое аукционной комиссией решение об отказе ему в допуске к участию в аукционе противоречит требованиям Федерального закона N44-ФЗ, поскольку его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствовала требованиям извещения о проведении электронного аукциона и нормам Федерального закона N44-ФЗ.
Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, уполномоченный орган, единая комиссия уполномоченного органа считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что заявка заявителя отклонена обоснованно.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 18 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту дверных блоков на 3-4 этажах здания МКОУ "Мамская средняя общеобразовательная школа" по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рп. Мама, ул. Победы, 10" N0134300084824000020 (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 853 528 рублей 21 копейку.
Датой окончания срока подачи заявок является 01 июля 2024 года.
02 июля 2024 года заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЭА1.
Согласно названному протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером "116814640" заявителю,
отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"В списке используемых материалов не указаны конкретные значения: 1) В п/п1 Блок дверной двупольный... 8 - блоков заполнение стекло - не указано остекление каким стеклом из необходимых Заказчику (закаленое, многослойное или стекло с применением защитной полимерной пленки) предлагается; В п/п1 и п/п2 Блок дверной двупольный и Блок дверной однополный...: 1) Нет информации о защите нижней части глухих и комбинированных дверных полотен металлическим листом, окрашенным в цвет двери с двух сторон, в том числе его толщины; 2) Не указаны характеристики применяемого порога: контур, материал изготовления, наличие/отсутствие коррозионностойкого покрытия, не указано точное значение высоты порога; 3) Не указана толщина предлагаемых дверных блоков; 4) Не указан материал изготовления петель - сталь или алюминий; 5) Не указан материал изготовления цилиндрических механизмов - сталь или твердых или металлокеримических сплавов".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения Уполномоченного органа, аукционной комиссии уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Статьей 49 Федерального закона N44-ФЗ регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
В соответствии подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
В силу части 11 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона N44-ФЗ (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В случае осуществления электронного аукциона или открытого конкурса в электронной форме при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и при включении в документацию о закупке проектной документации заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Данный вывод также следует, из письма ФАС России от 25.06.2020 NИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)"; письма Минстроя России от 18.08.2020 N32497-ДВ/08 "О разъяснении вопросов, связанных с актуальными изменениями законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере градостроительной деятельности".
Также частью 3 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ определено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Из содержания вышеуказанных норм Федерального закона N44-ФЗ следует, что Заказчик имеет право требовать предоставление конкретных показателей товара исключительно в случае наличия в закупке поставляемого товара, при этом, в части выполнения работ участнику достаточно выразить исключительно согласие на условия извещения.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит приложение N1 локальный сметный расчет (смету) на капитальный ремонт дверных блоков на 3-4 этажах здания МКОУ "Мамская средняя общеобразовательная школа" по адресу: Иркутская область, рп. Мама, ул. Победы,10, приложение N2 "Ведомость объёмов работ", приложение N3 "Ведомость материалов".
При этом, извещение о проведении электронного аукциона не содержит информации о передаче данных материалов Заказчику по товарной накладной или акту передачи, о принятии данных материалов к бухгалтерскому учету Заказчика.
Таким образом, материалы, указанные в смете, ведомости материалов, не являются товаром.
Следовательно, в рассматриваемом случае заявка на участие в электронном аукционе не должна включать в себя информацию, предусмотренную подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению содержатся в электронном документе к извещению о проведении электронного аукциона приложение "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (далее - Требования).
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что приложение к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не содержит в себе императивных требований, касающихся указания в составе заявки конкретных характеристик товара.
Напротив, согласно приложению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ, которые указаны в извещении электронного аукциона и необходимые для заполнения заявки на участие в аукционе, не обязывают участников закупки иметь данный товар в наличии и (или) проводить его лабораторные испытания, так как значения установленных показателей товара требуется указать в соответствии с требованиями государственных стандартов РФ, используя правила инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. Требования к показателям, отсутствующим в государственных стандартах и иных документах стандартизации и технического регулирования установлены в соответствии с проектно-сметной документацией. Сведения, указываемые участниками закупки в заявке в отношении товаров, используемых при выполнении работ, должны позволять определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям.
Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что установление требования о предоставлении характеристик предлагаемого участниками закупки товара в составе заявки является неправомерным, Заказчик, Уполномоченный орган при проведении закупки по капитальному ремонту дверных блоков не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении, поскольку товаром являются строительные и расходные материалы, используемые при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу.
Более того, как указывалось ранее извещение об осуществлении закупки не содержит положения, согласно которому товар, используемый в рамках выполнения работ, принимается к бухгалтерскому учету или передается по товарной накладной.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЭА1 участнику закупки с порядковым номером заявки N116814640 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с не предоставлением конкретных характеристик, предлагаемых участником закупки товаров, соответствующих показателей, установленных в описании объекта закупки.
Таким образом, аукционная комиссия Уполномоченного органа неправомерно отклонила заявку участника с порядковым номером N116814640, в связи с чем вышеуказанные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушают подпункт "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом N44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом N44-ФЗ.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что приложение к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" содержит дополнительные требования к участникам закупки: на основании позиции 10 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Дополнительные требования к участникам закупки.
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям
пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
При этом, пунктом 3 Постановления N2571 установлено, что: положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составила 3 853 528 рублей 21 копейка, следовательно, в силу Постановления N2571 дополнительные требования к участникам закупки не устанавливаются.
Однако, в структурированном Извещении отсутствует вышеуказанное дополнительное требование.
Таким образом, имеются противоречия между приложением к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", размещенной в электронном документе, и требованиями, установленными в структурированной форме извещения о проведении закупки.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом N44-ФЗ размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N44-ФЗ в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу подпункта "а" пункта 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в структурированном Извещении и в прикрепленном файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к Извещению установлена противоречивая информация в отношении дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N2571, что является нарушением части 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в связи с тем, что допущенное Заказчиком, Уполномоченным органом нарушение не повлияло на исход торгов, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бодайбо-строй" обоснованной;
2. Признать аукционную комиссию Уполномоченного органа нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ;
4. Выдать Уполномоченному органу, аукционной комиссии Уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЭА1 и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
6. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
<_> |
Члены комиссии
|
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 10 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024