Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_"; "_";
в отсутствие представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района (далее - Заказчик) - ходатайство N1862 от 09 июля 2024 г.;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Формула" (далее - ООО "Формула", Общество) - "_" (доверенность от 04 июля 2024 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 03 июля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Формула" в Реестр.
Обществом представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия ООО "Формула" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/773/24 от 03 июля 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 26 апреля 2024 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 26.04.2024 N0134300026324000126".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 569 162 рублей 50 копеек.
По итогам запроса котировок в электронной форме победителем признан участник закупки - ООО "Формула".
14 мая 2024 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 0134300026324000126 на приобретение резервных источников электроснабжения котельных (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 5 366 530 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно Заказчику резервные источники электроэнергии для котельных (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которых установлена в Техническом задании (приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Пунктом 3.5 Контракта установлено, что "Поставка Товара осуществляется поэтапно в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение 2 к Контракту)".
N этапа |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Дата поставки/ оказания сопутствующих услуг |
Срок исполнения этапа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Дизельный генератор (50 кВт) |
штука |
3 |
10.06.2024 г. |
20.07.2024 г. |
Дизельный генератор (30 кВт) |
штука |
1 |
|||
Дизельный генератор (9 кВт) |
штука |
3 |
|
||
2 |
Дизельный генератор (12 кВт) |
штука |
4 |
10.07.2024 г. |
16.08.2024 г. |
Дизельный генератор (7,5 кВт) |
штука |
4 |
|||
Дизельный генератор (5 кВт) |
штука |
5 |
|
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено следующее.
22 мая 2024 г. в адрес Заказчика от ООО "Формула" поступили письма N22-05/24/1 о переносе первого срока поставки с 10 июня 2024 г. на 30 июня 2024 г. в связи с загруженностью производства и доставки данной продукции и N22-05/24/2 о замене дизельных генераторов мощностью 7.5 кВт и 5 кВт на бензиновые генераторы мощностью соответственно 8 кВт и 6 кВт, мотивируя тем, что замена не ухудшает технические характеристики.
Письмом N1169 от 22 мая 2024 г. Заказчиком отказано в переносе сроков поставки, поскольку даты поставки дизельных генераторов при подготовке документации к запросу котировок в электронной форме определялись Заказчиком исходя из сроков, определенных решениями Тайшетского городского суда Иркутской области, которые обязывают Заказчика с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить резервными источниками электроснабжения котельные, находящиеся в муниципальной собственности Тайшетского района.
В письме N1170 от 22 мая 2024 г. Заказчиком, проведя сравнительный анализ бензиновых и дизельных генераторов, Обществу отказано в замене поставляемого Товара, поскольку характеристики предлагаемых ООО "Формула" бензиновых генераторов не являются улучшенными по следующим причинам:
1. Дешевле заявленных;
2. Менее безопасные (бензин образует опасные пары);
3. Расход топлива на выработку 1 кВт больше;
4. Моторесурс ниже.
13 июня 2024 г. ООО "Формула" направило в адрес Заказчика предложение о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с возникшими обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта с рок и на его условиях.
Из пояснений Общества установлено, что к таким обстоятельствам относятся ответы дистрибьютеров продукции о модернизации производства Товара, в следствии чего, производимый Товар не будет соответствовать заявленным в Контракте характеристикам (ответы ООО "Байкальская Ресурсная Компания" от 31 мая 2024 г. N31-05/24 и ООО ГК "Восточные технологии").
Оценивая вышеуказанный довод Комиссия отмечает, что согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
18 июня 2024 г. Заказчик в претензии N1698/04 отказал Обществу в подписании дополнительного соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон.
По состоянию на 20 июня 2024 г. Общество обязательства по Контакту не исполнило.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Формула" ссылалось на положения ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право подрядчика отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков, при этом, заключенный между Заказчиком и ООО "Формула" Контракт, по своей природе является договором поставки.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом 20 июня 2024 г. посредством Единой информационной системы, а также продублировано посредством электронной почты и посредством отправления Почты России.
25 июня 2024 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо N1726, в котором указывает о безосновательном принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 22 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Формула" не сформировано.
С учетом положений части 21 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение вступило в силу 01 июля 2024 г.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Общества при исполнении им своих обязательств по контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, вся информация об объекте охраны и условиях его охраны размещены в Единой информационной системе и доступны для ознакомления, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ООО "Формула" исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Обществом не подтверждено, Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как было указано выше, при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Формула" ссылалось на положения ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право подрядчика отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков, при этом, заключенный между Заказчиком и ООО "Формула" Контракт, по своей природе является договором поставки.
Кроме того, на обозрение Комиссии Заказчик представил запросы коммерческих предложений по поставке дизельных генераторов с теми же техническими характеристиками, которые требовались условиями Контракта, согласно которым хозяйствующие субъекты согласны в разумные сроки поставить Товар, необходимый Заказчику.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта
В то время как, на обозрение Комиссии Обществом не представлены документы, которые подтверждают факт принятия мер для поиска иных контрагентов для приобретения Товара, предусмотренного Контрактом.
Однако, в качестве подтверждения своей добросовестности ООО "Формула представило платежное поручение N408 от 09 июля 2024 г. об оплате неустойки по Контракту.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что оплата неустойки при нарушении своих обязательств при исполнении Контракта является обязанностью Общества, а нарушение условий Контракта Обществом влечет для Заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении Контракта.
Учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение Общества как недобросовестное.
В связи с вышеизложенным, в действиях и бездействиях ООО "Формула", усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению Обществу своих обязательств надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Формула" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Формула" ("_"; "_"; "_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Формула" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024