Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Никофарм" (далее - ООО "Никофарм", заявитель) - ///, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - заказчик) - ///,
в отсутствие представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ходатайство от 05.07.2024 о рассмотрении жалобы без участия представителя,
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000124003843 "Поставка изделий медицинского назначения: расходных лабораторных материалов для комплексов автоматизированного для дозирования и выделения нуклеиновых кислот "RbMag", Tecan FreedomEvo 150/8, имеющихся у Заказчика", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "Никофарм" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы установленные в извещении о проведении закупки требования влекут ограничения конкуренции.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения по доводам жалобы заявителя, согласно которым считают жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 20.06.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000124003843 "Поставка изделий медицинского назначения: расходных лабораторных материалов для комплексов автоматизированного для дозирования и выделения нуклеиновых кислот "RbMag", Tecan FreedomEvo 150/8, имеющихся у Заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 231 265 рублей 34 копейки.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "2 ч. Наименование и описание объекта закупки".
Заявитель не согласен со следующими положениями описания объекта закупки: "В связи с тем, что комплекс автоматизированный для дозирования и выделения нуклеиновых кислот "RbMag" находится у Заказчика в аренде, и в соответствии с п. 5.3.7 договора на аренду оборудования N КС-45/ПЦР-24 в обязанности арендатора входит обязанность "Использовать исключительно те расходные материалы, которые имеют документально подтвержденную производителем оборудования совместимость с данным оборудованием.", при поставке товара Заказчик проверяет наличие документов, подтверждающих совместимость расходных материалов и оборудования, заверенных производителем оборудования".
Согласно возражениям заказчика в соответствии с договором аренды оборудования, для которого закупается расходных материал, при использовании автоматизированного комплекса "RbMag" заказчик обязан использовать исключительно те расходные материалы, которые имеют документально подтвержденную производителем оборудования совместимость с данным оборудованием.
Как поясняет заказчик, комплекс автоматизированный для дозирования и выделения нуклеиновых кислот "RbMag", используется для диагностики социально значимых инфекционных заболеваний таких как ВИЧ-инфекций и парентерапъные гепатиты, при этом определяется вирусная нагрузка патогенов в крови. Показатели уровня вирусной нагрузки являются критически важными для назначения и контроля проведения этиотропной противовирусной терапии. Любые факторы, которые могут прямо или косвенно негативно влиять на качество проводимых исследований и, как следствие, нанести вред здоровью пациентов, необходимо исключить. В связи с вышеуказанным, рекомендации производителя оборудования использовать исключительно те расходные материалы, которые имеют документально подтвержденную производителем оборудования совместимость с данным оборудованием, являются обоснованными, гарантируя в этом случае качественную работу автоматизированного комплекса и адекватность, объективность полученных результатов исследований. Заказчик усматривает нецелесообразность закупать расходные материалы к комплексу "RbMag", не подтвержденные производителем на совместимость с оборудованием, которые будут использоваться при диагностике и лечении ВИЧ-инфицированных пациентов с гепатитами. При использовании несоответствующего расходного материала кроме рисков, влияющих на качественные характеристики, поскольку качество пластика напрямую влияет на результаты исследования при ВИЧ-инфекции (например, несвоевременное выявление социально значимых инфекций, назначение не эффективной схемы антиретровирусной терапии, учреждение несёт риски экономического характера (рост перепостановок, как следствие - нерациональное использование закупаемых реагентов, закуп дополнительных расходных материалов, увеличение закупка препаратов для антиретровирусной терапии). Таким образом, закупка расходных материалов с проверенным и подтверждённым качеством является для заказчика гарантией качества медицинской помощи при выполнении государственного задания.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 отмечено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Из материалов дела установлено, что 08.04.2024 между заказчиком и Акционерным обществом "Вектор-Бест" (далее - АО "Вектор-Бест") заключен договор аренды оборудования - комплекса автоматизированного для дозирования и выделения нуклеиновых кислот "RbMag".
АО "Вектор-Бест" является производителем данного оборудования.
Согласно пункту 5.3.7 арендатор (заказчик) обязан использовать исключительно те расходные материалы, которые имеют документально подтвержденную производителем оборудования совместимость с данным оборудованием.
Пунктом 6.3 договора аренды, арендатор (заказчик) несет ответственность перед Арендодателем за дефекты оборудования, которые являются следствием неправильного использования, халатности, внесения изменений, неправильного обращения или несанкционированных действий со стороны любого лица, которое имеет доступ к использованию оборудования. В случае обнаружения у оборудования таких дефектов Арендатор обязан возместить Арендодателю стоимость работ, необходимых для устранения дефекта, а если устранить такой дефект невозможно, и оборудование стало непригодным для использования, Арендатор оплачивает стоимость оборудования на дату заключения договора, указанную в Приложении N 1 настоящего договора, за вычетом естественного износа оборудования.
Таким образом, заказчиком описание объекта сформировано с учетом требований договора аренды оборудования, для которого заказчиком осуществляется закупка расходных материалов.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 6 Федерального закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.07.2017 г. (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении закупки установлены требования к товару с учетом собственных потребностей.
При этом в силу положений статьей 18, 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении обоснованности закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Иркутское УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Никофарм" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024