Резолютивная часть решения объявлена 10.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Светлакова А.А. - заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Караульская О.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Климова А.Н. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
При участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик) - Игнатовой К.В. (доверенность от 10.07.2024 г.), представителя ООО " Мед-х " (далее - Заявитель) - Харченко Е.Ю. (доверенность от 03.07.2024 г.).
рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (пробирки)", извещение N 0334200001324000156, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 июля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что ни в ЕИС, ни в приложенном файле нет документального, объективного обоснования для характеристики "Исполнение: винтовое соединение крышки с корпусом пробирки", и "Треугольная отметка уровня наполнения", что является нарушением требований контрактного законодательства.
Также заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования, в частности: "винтовое соединение крышки с корпусом пробирки", которым соответствует продукция единственного производителя - ООО "Гранат БиоТех" (Россия).
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что оспариваемая закупка содержит достаточное обоснование дополнительной характеристики, в связи с чем полагает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 19.06.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона Поставка медицинских изделий (пробирки), реестровый номер N 0334200001324000156.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 267 850,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 05.07.2024 09:00 (МСК+5)
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.07.2024 NИЭА1 На участие в закупке подано 3 заявки. В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, всех заявок на участие в ней, на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (Далее - Постановление N145), утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Постановление N616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При осуществлении закупки, Заказчиком в извещении и иной документации о закупке предусмотрена поставка товара в соответствии с позицией КТРУ 32.50.50.000-00002380 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом"
В указанную позицию каталога включено описание "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом".
В частности, предусмотрены следующие характеристики:
1. Высота (характеристика является обязательной для применения); 75; Миллиметр
2. Диаметр (характеристика является обязательной для применения); 13; Миллиметр
3. Количество в упаковке (характеристика является обязательной для применения); 100;
4. Концентрация цитрата Na (характеристика является обязательной для применения); 3.2; Процент
5. Материал пробирки (характеристика является обязательной для применения); Пластик;
6. Объем (характеристика является обязательной для применения); 4.5; Кубический сантиметр; ^миллилитр
Также содержится справочная информация о коде ОКПД2
1. 32.50.13.190: Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки
2. 32.50.50.000: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие
3. 32.50.50.190: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам; 293540: Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом; Стерильная стеклянная или пластиковая пробирка, закупоренная заглушкой, содержащая определенный объем вакуума и антикоагулянт натрия цитрат (sodium citrate). Предназначена для использования при взятии и консервации и/или транспортировании крови для анализа и/или другого исследования (например, для исследования коагуляции плазмы, фракции мононуклеарных клеток). Это изделие для одноразового использования.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Позиция 147 Перечня содержит кода ОКПД2 22.29.29.190 32.50.50.181 32.50.13.190 32.50.50.190 Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия 293370, 293400, 293420, 293480, 293500, 293540, 293570, 293630, 293640, 293660, 293700, 293760, 293780, 334330.
Согласно примечанию к Перечню, при применении настоящего перечня в отношении товаров, указанных в пунктах 147 и 148, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ).
Таким образом, " Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом " включена в Перечень, в отношении которой устанавливается запрет для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 616, что в силу п. 5 Постановления N 145 допускает установление дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные требования к поставляемому товару, не предусмотренные позицией КТРУ 32.50.50.000-00002380:
Допустимое отклонение от номинального объема пробы |
10 |
Цветовой код крышки |
Светло-голубой или бледно-голубой или голубой |
Треугольная отметка уровня наполнения |
Наличие |
Тип исполнения |
Винтовое соединение крышки с корпусом пробирки |
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Извещение содержит следующую формулировку по обоснованию включения дополнительной характеристики:
"Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: Обоснование дополнительных характеристик: Допустимое отклонение от номинального объема пробы, % - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6710-2021 Цветовой код крышки - Согласно ГОСТ Р ИСО 6710-2021 ("Контейнеры для взятия проб венозной крови одноразовые") для контейнеров с Тринатрия цитратом (буквенный код 9NC) рекоментован цвет первичной крышки- светло-голубой- для быстрой идентификации при процедуре забора крови. Тип исполнения - винтовое соединение предполагает возможность открытия крышки пробирки многократно с сохранением абсолютной герметичности. Гарантированно исключает самопроизвольное открывание при транспортировке и центрифугировании; а также аэрозольный эффект и риск инфицирования медперсонала (с учетом контингента пациентов учреждения). Потребность в указанной характеристике определена в течение нескольких лет рутинной практики медперсонала и персонала КДЛ. Треугольная отметка уровня наполнения - треугольная метка наполнения обеспечивает контроль наполнение пробирки кровью в пределах 10% отклонения (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 6710-2021). В данном случае вершина треугольника обозначает точный объем наполнения, а основание показывает допустимое отклонение объема, что гарантирует правильное соотношение: кровь:реагент = 9:1 в пробирке (нарушение указанного соотношения искажает результаты: приводит либо к образованию микросгустков, либо к замедлению свертывания)."
Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что Правилами использования КТРУ, в частности п. 6, не установлены требования к форме или содержанию предоставления обоснования установления дополнительных характеристик (указанное соответствует позиции высшего судебного органа по делу N А46-12288/2019).
В то же время иное видение Заявителем порядка подготовки обоснования необходимости использования таких дополнительных характеристик не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений п. 6 Правил использования КТРУ, а также Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в части предъявленных Заказчиком дополнительных характеристик по отношению к описанию, содержащемуся к КТРУ, приведено обоснование необходимости использования такой информации, Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
По доводу заявителя о том, что в описании объекта закупки установлены требования, в частности: "винтовое соединение крышки с корпусом пробирки", которым соответствует продукция единственного производителя - ООО "Гранат БиоТех" (Россия).
В силу ч. 1 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика представили коммерческие предложения ООО "Шаклин" от 07.05.2024, ООО "Легион" от 17.05.2024, ООО "Церебрум-М" от 07.05.2024, согласно которым поставщики имеют возможность поставить товар как минимум двух производителей (ООО "Гранат БиоТех" (Россия), Sarstedt Германия,), характеристики которых соответствуют требованиям Описания объекта закупки.
Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупочной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса товаров, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым к поставке товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " Мед-х " необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024