Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: *, рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дирекция лесных парков" (вх. N 13520-ЭП/24 от 27.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Никасо", исполнителе по контракту N 008 от 25.03.2024 г. на акарицидную обработку особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга (извещение N 0362200026924000007) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", ст. 99 Закона о контрактной системе посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15 часов 30 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дирекция лесных парков" - * - заинтересованного лица ООО "Никасо" - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дирекция лесных парков" (вх. N 13520-ЭП/24 от 27.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Никасо", исполнителе по контракту N 008 от 25.03.2024 г. на акарицидную обработку особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга (извещение N 0362200026924000007).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576. Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам. 28.02.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на акарицидную обработку особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга (извещение N 0362200026924000007). Начальная (максимальная) цена контракта составила 700 000,00 рублей. Контракт N 008 от 25.03.2024 г. на акарицидную обработку особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга (далее - контракт) был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов 2 www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 25.03.2024 г.
В соответствии с п. 1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по акарицидной обработке особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга, в соответствии с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно п. 3.1 контракта услуги, предусмотренные Контрактом, оказываются Исполнителем в следующие сроки:
- начало - с 24 апреля 2024 г., - окончание - не позднее 27 мая 2024 г. (включительно). Контракт считается заключенным с момента подписания Сторонами и действует по 31.12.2024 г., а в части обязательств и ответственности Сторон - до полного исполнения Сторонами (п. 8.1 контракта).
Согласно п. 4.1 контракта Исполнитель обязуется: 4.1.1.
Оказать услуги в соответствии с принятыми на себя обязательствами руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, а также Заданием Заказчика (приложение N 1 к Контракту). 4.1.2.
В соответствии с условиями Контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. Срок предоставления информации о ходе исполнения обязательств составляет не более 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса Заказчика. 4.1.3.
За свой счет устранять допущенные по своей вине недостатки в оказанных услугах. 4.1.4.
Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить оказание услуг при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий оказания услуг. 4.1.5.
Обеспечивать надлежащее соблюдение законодательства об окружающей среде. 4.1.6.
Исполнять иные обязательства, предусмотренные условиями настоящего Контракта и действующим законодательством Российской Федерации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.3 контракта). На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что Исполнителем в нарушение условий контракта услуги не были оказаны. 03.06.2024 г. в адрес Исполнителя было направлено письмо N 027 о предоставлении достоверной информации о ходе исполнения обязательств, с указанием конкретных сроков оказания услуг в каждом лесном парке. Однако в установленный Контрактом двухдневный срок ответ от Исполнителя не поступил. В письме N 25 от 10.06.2024 г. Исполнитель указал новые сроки акарицидной обработки в лесных парках. Однако данные сроки оказания услуг Исполнителем также не соблюдались. По состоянию на 13.06.2024 г. в рамках исполнения контракта была произведена обработка трех лесных парков из двенадцати, а именно: Мало-Истокского (14.05.2024 г.), Карасье-Озерского (17.05.2024 г.), Уктусского (22.05.2024 г.). Общая площадь обработанной территории оставила 75, 8 га из необходимых 634 га по контракту. 23.05.2024 г. Обработка Юго-Западного лесного парка до сих пор не была завершена. К оказанию услуг в других лесных парках Исполнитель не приступал. Кроме того, согласно п. 5.3. Задания к Контракту не ранее чем через 3 (три) и не позднее чем через 5 (пять) дней после завершения акарицидной (противоклещевой) обработки лесных парков должно быть проведено энтомологическое обследование обработанной территории лесных парков с предоставлением экспертного заключения о качестве проведенной акарицидной обработки, выданного аккредитованным учреждением по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Энтомологическое обследование проводится специалистами аккредитованного учреждения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия с выездом на территорию лесных парков. У Заказчика отсутствуют сведения о своевременном проведении энтомологического обследования обработанных территорий лесных парков. Документы, подтверждающие качество акарицидной обработки, Исполнителем Заказчику не предоставлялись.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. 3 Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 8.3 контракта). Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 13.06.2024 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 13.06.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 13.06.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку надлежащее уведомление Исполнителя о принятом решении произведено, решение Заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 25.06.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим 4 образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На заседание Комиссии представитель ООО "Никасо" пояснил, что причиной неисполнения контракта послужили климатические условия в мае 2024 г., при которых проведение работ было невозможно: низкие температуры, выпадение снега в первой половине мая и дожди в его второй половине.
Согласно п. 996 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", мероприятия по борьбе с иксодовыми клещами проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний. В пункте 4.3.10 Методических указаний "МУ 3.5.3011-12. 3.5.
Дезинфектология. "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012 г., дается указание: "Обработка осуществляется при благоприятном метеопрогнозе (отсутствие осадков) на ближайшие 3 дня". Поскольку кроме контракта с Дирекцией лесных парков у ООО "Никасо" на исполнении находились договор и муниципальный контракт с Управлением городского хозяйства в Каменск- Уральском городском округе Свердловской области, выполнение всех работ в дни, когда противоклещевые обработки были эффективными, силами имеющихся дезинфекторов и техники оказалось физически невозможным.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, заключая контракт на условиях оказываемой услуги, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски. Объективных, мотивированных и достоверных причин неисполнения Контракта, либо причин, лишающих исполнителя возможности надлежащего исполнения Контракта со стороны ООО "Никасо" Комиссией не установлено.
В силу ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; 5 надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия не
установила
оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО "Никасо" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в действиях ООО "Никасо", исполнителе по контракту N 008 от 25.03.2024 г. на акарицидную обработку особо охраняемых природных территорий областного значения - лесные парки г. Екатеринбурга (извещение N 0362200026924000007), Комиссия не усматривает добросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "Никасо" (ИНН: 6670519459, КПП: 667001001) (620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, стр. 77, офис 206-11), а также лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе Никулине Юрии Анатольевиче (ИНН 664600598384) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Дирекция лесных парков", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июля 2024 г. N РНП-066/06/104-2286/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024