Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" - *,
- заинтересованного лица ООО "Новая Магистраль" - *,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог на территории Качканарского городского округа (извещение N 0362300004424000013), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от ООО "Новая Магистраль" (вх. N 11357-ЭП/24 от 30.05.2024 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог на территории Качканарского городского округа (извещение N 0362300004424000013), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
19.03.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0362300004424000013 на ремонт автомобильных дорог на территории Качканарского городского округа.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 85 645 413,57 рублей.
17.05.2024 г. закупочной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, по ее итогам был составлен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024 N ИЭОК2, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом участник закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН") был признан победителем открытого конкурса в электронной форме.
Участнику закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН") было присвоено следующее количество баллов по критериям:
| ||||
N п/п |
Критерий оценки |
Порядок оценки |
Значимость критерия оценки |
Балл с учетом коэффициента значимости |
1 |
Квалификация участников закупки |
|
40,00 |
40,00 |
2 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
|
60,00 |
54,33 |
|
94,33 |
N п/п |
Показатели/детализирующие показатели критерия оценки "Квалификация участников закупки" |
Порядок оценки |
Значимость показателя/детализирующего показателя критерия оценки |
Балл с учетом коэффициента значимости |
1 |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
|
100,00 |
100,00 |
1.1 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки |
100,00 |
100,00 |
Возражая относительно указанного решения, представитель заинтересованного лица пояснил, что представленные участником закупки в лице ООО "АМУН" для участия в открытом конкурсе в электронной форме и обеспечения победы по критерию "Квалификация участников закупки", документы являются подложными и носят мнимый характер, следовательно, не подтверждают наличие у ООО "АМУН" опыта выполнения работ в требуемом для победы объеме (размер).
Представитель Заказчика выразил мнение о необоснованности позиции заинтересованного лица и пояснил, что в составе заявки участника закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН") представлена копия договора N23/02-СП-8Р от 20.12.2020 г., заключенного между ООО "Янтарь" и ООО "АМУН" на сумму 9 849 721 500,00 рублей и акты выполненных работ на общую сумму 9 849 721 500,00 рублей.
В целях проверки, представленной в качестве опыта информации, Заказчиком был направлен запрос в ООО "Янтарь" с просьбой подтвердить факт заключения вышеуказанного договора, а также факт исполнения обязательств ООО "АМУН" по договору и подписания актов выполненных работ на общую сумму 9 849 721 500,00 рублей. Ответом на запрос N 93-5 от 15.05.2024 г. ООО "Янтарь" подтвердило факт заключения и исполнения ООО "АМУН" договора N23/02-СП- 8Р от 20.12.2020 г.
Представитель Заказчика также обратил внимание Комиссии, что у закупочной комиссии не имеется возможности достоверно оценить наличие и размер выручки участника закупки. Кроме того, наличие и размер выручки не подтверждает факт неисполнения договорных обязательств ООО "АМУН".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для участия в конкурентном способе, согласно пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
При этом, согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ N 2604).
Пунктом 3 порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2604, установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 порядка, утвержденного постановлением Правительства N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 28 порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Пунктом 2 раздела II. Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе к извещению открытого конкурса в электронной форме утвержден Критерий и показатели оценки заявок на участие в закупке "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Значимость критерия оценки, процентов - 40.00;
Показатель оценки - Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
Значимость показателя оценки, процентов - 100.00;
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки - Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов - 100.00
Формула оценки или шкала оценки - оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом б) пункта 20 Положения.
Разделом III. Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе к извещению открытого конкурса в электронной форме определены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа, а именно:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. К оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Последний акт, составленный при исполнении договора предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов |
Комиссия, изучив заявку участника закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН"), представленную в материалы дела Заказчиком, а также оператором электронной площадки, пришла к выводу, что победителем в качестве подтверждения соответствия критерию "Квалификация участников закупки" представлена копия договора подряда N23/02-СП-8Р от 20.12.2020 г., заключенного между ООО "Янтарь" и ООО "АМУН" на сумму 9 849 721 500,00 руб. и акты выполненных работ на общую сумму 9 849 721 500,00 руб. за 2021 г., 2022 г., 2023 г.
Однако, указанная информация не соответствует сведениям ресурса БФО по выручке ООО "АМУН" за 2021 г.,2022 г. и 2023 г.
Проведение проверки сведений, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при установлении заказчиками факта отсутствия у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Таким образом, в целях соблюдения положений Закона о контрактной системе заказчики учитываются сведения, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности участников закупок, в том числе посредством использования государственного информационного ресурса (ч. 9 ст. 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
При этом в силу ч. 11 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом о бухгалтерском учете, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с п. 26 "Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с ч. 9 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к указанной информации может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, ограничение или возобновление доступа к такой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по заявлению организации, доступ к информации о которой ограничивается или возобновляется. Указанное заявление представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, по форме, формату и в порядке, которые утверждаются этим органом. Указанная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящей частью, может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, данные, представленные в составе заявки участника закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН"), не соответствуют данным Федеральной налоговой службы, что является недостоверной информацией.
При таких данных Комиссия отмечает, что у закупочной комиссии отсутствовала объективная возможность и необходимость проверки достоверности информации, представленной в составе заявки ООО "АМУН", однако, основываясь на вышеизложенном, Комиссия приходит к выводу, что в составе заявки победителя представлены недостоверные сведения в отношении представленных сведений, ввиду чего закупочной комиссии надлежало отклонить ООО "АМУН", от участия в закупочной процедуре на основании представления недостоверной информации в составе заявки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение пп "а" п. 1 ч. 11 ст. 48, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером N 13 (ООО "АМУН") соответствующей требованиям извещения N 0362300004424000013, Закона о контрактной системе закупочной комиссией было принято неправомерно, поскольку участником закупки в составе заявки представлена недостоверная информация.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. В действиях закупочной комиссии выявлено нарушение пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с наличием заключенного контракта.
4. Обязать заказчика обеспечить явку членов закупочной комиссии, ответственных за рассмотрение заявок по закупке N 0362300004424000013, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения ________________________ г. в ____________
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
|
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 июля 2024 г. N 066/06/99-2352/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024