резолютивная часть решения объявлена 08.07.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ______,
в присутствии представителя Муниципального казенного учреждения "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства" местной администрации г.о. Нальчик (далее - Заказчик) ____, действующей на основании доверенности, представителей общества с ограниченной ответственностью "Байтек лизинг" _____, действующих на основании доверенностей,
в отсутствии Местной администрации г.о. Нальчик (далее - Уполномоченный орган), акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператора ЭТП), надлежащим образом извещенных о времени, дате рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0104300014424000324 "Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора-погрузчика АМКАДОР 732-02 или эквивалент" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Согласно жалобе, установленные Заказчиком требования к характеристикам необходимого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований соответствуют исключительно товару одного производителя.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.06.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 12 759 396,41 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к экскаватору-погрузчику такие как: "Колея передних колёс - 1950" и "Колея задних колёс -
1800".
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что существует товар лишь одного производителя, с колеей передних колёс - 1950 и колеей задних колёс -
1800, а именно экскаватор-погрузчик "АМКАДОР 732-02".
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых указывается что установленные технические характеристики экскаватора-погрузчика "Колея колес" обусловлены потребностью Заказчика и направлены на более эффективное использование бюджетных средств. Также, Заказчиком указывается на отсутствие аналогичного экскаватора-погрузчика на рынке, то есть, требованиям, установленным технической частью извещения соответствует товар лишь одного производителя (экскаватор-погрузчик "АМКАДОР 732-02").
Более того, Заказчиком в извещении не установлены обоснованные потребности в получении товара с данными характеристиками.
На основании вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком формально указывается на возможность поставки эквивалента, так как прописанные технические характеристики позволяют поставить лишь экскаватор-погрузчик "АМКАДОР 732-02".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего описание объекта закупки, соответствующее товару только одного производителя нарушают положения п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержит признаки нарушения ч.4.1 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Также Комиссией отмечается, что при проведении Закупки в адрес Заказчика поступило 5 запросов на разъяснение положений извещения, о результатам рассмотрения которых Заказчиком 6 раз вносились изменения в извещение о проведении Закупки, в том числе вносились изменения в требования к техническим характеристикам поставляемого товара.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 июля 2024 г. N 007/06/42-553/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024