Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Гражданина (далее - Заявитель) о проведении внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на монтаж светильников п. Приморский улицы: пер. Центральный, Новая, Коммунальная, Носова, Молодежная, пер. Дорожный, Дорожная. с. Верхнекизильское улицы: Школьная, Советская. (извещение N 0169300028224000106), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Администрация Приморского сельского поселения (далее - Администрация, Заказчик): Главы Администрации Дружинина В.В., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ;
- представителя Управления по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района (далее - Уполномоченное учреждение): Бондаренко М.В., действующего на основании доверенности б/н от 20.02.2024;
- Заявителя (Гражданин), личность удостоверена паспортом,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Гражданина о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на монтаж светильников п. Приморский улицы: пер. Центральный, Новая, Коммунальная, Носова, Молодежная, пер. Дорожный, Дорожная. с. Верхнекизильское улицы: Школьная, Советская. (извещение N 0169300028224000106) (далее - закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.06.2024 в 14:47.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 700 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.06.2024 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300028224000106 от 14.06.2024 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116768096 с предложением о цене контракта 395500,00 рублей.
Контракт по итогам закупки заключен 25.06.2024.
По мнению Заявителя контракт по результатам закупки заключен по цене, которая значительно ниже рыночной стоимости качественных материалов, необходимых для выполнения работ, что, по мнению Заявителя, является следствием нарушений, допущенных Заказчиком при проведении закупки.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по доводам обращения, в которых указали следующее.
При проведении аукциона участвовало четыре участника, каждый из которых предложил цену ниже НМЦК. При этом, участники конкурировали между собой, что может свидетельствовать об отсутствии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчик и Уполномоченный орган отмечают, что хозяйствующие субъекты, выразившие желание участвовать в торгах, ещё на момент подачи соответствующих заявок имеют возможность оценить свои финансовые возможности и риски существенного снижения начальной (максимальной) цены контракта при наличии конкурентной борьбы на торгах и, как следствие, принять решение о целесообразности участия в подобной конкурентной процедуре во избежание несения юридическим лицом убытков.
Принимая решения участвовать в аукционе, участники имеют возможность определить степень снижения НМЦК с учетом рентабельности.
При этом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, победителем аукциона становится лицо, предложившее наименьшую цену и заявка которого соответствовала условиям извещения о проведении аукциона.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции в части определения победителя закупок.
Определение уровня предложенной цены каждым участником закупок при участии в аукционе является правом каждого из них и нарушением антимонопольного законодательства не является.
Таким образом, снижение цены в целях победы по итогам проведения электронного аукциона является нормальным поведением участника закупки и не противоречит действующему законодательству.
Также Заказчик и Уполномоченный орган поясняют, что в целях исключения применения поставщиком некачественных материалов, организаторы закупки в извещении о проведении электронного аукциона предусмотрели требование о предоставлении гарантии качества товара и гарантийный срок на результаты выполненных работ, который составляет 5 (пять) лет со дня подписания документа о приёмке, требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Законом о контрактной системе, Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за формированием начальной (максимальной) цены контракта, также, как и в части контроля за исполнением контракта.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, также, как и контроля соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Антимонопольный орган отмечает, что Заявитель письмом N АК/9305/24 от 27.06.2024 ранее уведомлен как об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признаков нарушения антимонопольного законодательства, так и направлении обращения в Главное контрольное управление Челябинской области для проведения проверки в рамках исполнения контракта заключенного по результатам аукциона.
Порядок подачи ценовых предложений участниками аукциона определен статьей 49 Закона о контрактной системе.
Статьей 37 Закона о контрактной системе предусмотрен комплекс условий, которым должен соответствовать победитель закупки, в случае, если им в ходе аукциона предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц.
Данная норма, наряду с обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта, представляет собой финансовый механизм защиты заказчика о недобросовестных действий участника закупки как на стадии заключения контракта, так и в процессе его исполнения.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС и представленных в материалы дела, участие в аукционе приняли четыре участника, что является доказательством наличия конкурентной среды при проведении закупки.
Заявителем доказательства обратного в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, доводы обращения не находят подтверждения, не доказаны.
2. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Объектом закупки является на монтаж светильников п. Приморский улицы: пер. Центральный, Новая, Коммунальная, Носова, Молодежная, пер. Дорожный, Дорожная. с. Верхнекизильское улицы: Школьная, Советская, позиция по ОКПД2 "Работы по монтажу систем освещения и сигнализации автомобильных дорог, аэропортов и портов" (43.21.10.220).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта Подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работу по Монтажу светильников п.Приморский улицы: пер.Центральный, Новая, Коммунальная, Носова, Молодежная, пер.Дорожный, Дорожная. с.Верхнекизильское улицы: Школьная, Советская, (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Состав и объем работ определяется Приложениями N 1 к контракту.
Пунктом 2 Приложения N 1 к контракту (Локально-сметный расчет) предусмотрен товар - Светильник светодиодный ДКУ-50 6400К IP65, в количестве 28 шт.
Пунктом 5.1. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены технические требования к основным материалам, используемым при выполнении работ:
N п/п |
Наименование материалов, используемых (применяемых) при выполнении работ |
Наименование характеристики |
Ед. измерения |
Значение характеристики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Провод СИП с нулевой несущей жилой |
Напряжение |
кВ |
0,6/1 включительно |
Номинальное сечение |
мм |
4х16 |
||
2. |
Светильник светодиодный |
Мощность |
Вт |
65 |
Общий световой поток светильника |
Лм |
6200 |
||
Рабочий ресурс светодиодов, не менее |
ч |
100000 |
||
Рассеиватель |
|
противоударный поликарбонат |
||
Материал корпуса |
|
анодированный алюминий |
||
Температура эксплуатации |
С |
-45 - +45 |
||
Напряжение питания |
В |
220 |
||
Способ крепления |
|
консоль |
||
Степень защиты |
|
IP65 |
Пунктом 6.1 Приложения N 1 к извещению также предусмотрены требования к результатам работ по контракту, а именно: по окончании работ, Подрядчик представляет Заказчику в 3 (трех) экземплярах следующие документы, подписанные представителем эксплуатирующей организации:
- фотоматериалы до и после проведения работ (в электронном виде) (по требованию Заказчика);
- акты на скрытые работы;
-исполнительные схемы электроснабжения с подробным указанием марки оборудования, материалов, длинны линии;
- протоколы климатических испытаний светильников;
- технические отчеты электротехнической лаборатории;
- паспорта светильников;
- сертификаты соответствия на товары (материалы), используемые при выполнении работ;
- структурированный документ о приёмке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок и предоставленных Подрядчиком счета, счета-фактуры, акта сдачи-приема выполненных работ или универсальный передаточный документ, оформленных надлежащим образом.
При этом, из совокупности условий извещения об осуществлении закупки, а также пояснений Заказчика и Уполномоченного органа, следует, что потребностью Заказчика являются светильники, монтаж которых должен быть осуществлен Подрядчиком по адресам, указанным в объекте закупки и тексте контракта.
Светильники, предусмотренные локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к проекту контракта и к контракту), не относятся к строительным или расходным материалам, не являются расходным материалом, используемым при выполнении закупаемых работ, и представляет собой товар, конструктивные особенности которого позволяют осуществлять демонтаж, перемещение и использование без изменений свойств и характеристик данных товаров.
При этом, выполнение работ по монтажу данных светильников носит вспомогательный характер, поскольку в результате выполнение монтажных работ непосредственно не порождает возникновение новой вещи, не существовавшей в природе до их выполнения.
Следовательно, потребностью заказчика являются светильники с их последующим монтажом.
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) утвержден Постановлением N 878.
Пунктом 2 Постановления N 878 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции и перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Также данным постановлением предусмотрены требования к документам и сведениям, подтверждающим страну происхождения радиоэлектронной продукции.
При этом, светильники включены в указанный перечень.
Следовательно, в извещении об осуществлении закупки должны быть предусмотрены как ограничения допуска иностранной радиоэлектронной продукции согласно Постановлению N 878, так и требования к документам, предусмотренным данным Постановлением.
Из письменных пояснений Заказчика, поддержанных представителем на заседании комиссии, следует, что он признает необходимость установления данных требований, и данное нарушение допущено в результате технической ошибки.
С учетом изложенного, неустановление в извещении об осуществлении закупки ограничений допуска радиоэлектронной продукции, а также требований к предоставлению документов, предусмотренных Постановлением N 878, является нарушением части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 878.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 878.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2024 г. N 074/10/99-1461/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024