Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 11 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11" (далее - МБОУ "СОШ N 11", заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя Пасечника Олега Петровича (далее - ИП Пасечник О.П., индивидуальный предприниматель, участник закупки, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N А53 от 03.05.2024, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку робота-манипулятора учебного (извещение N 0169600019424000141) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя МБОУ "СОШ N 11" заместителя директора по административно-хозяйственной деятельности Линчук Елены Рафаэлевны, действующего на основании доверенности б/н от 09.07.2024;
- в отсутствие:
- ИП Пасечника О.П., надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения 04.07.2024 информации о проведении внеплановой проверки в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Внеплановые поверки";
- представителя Управления централизованных закупок Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области (далее - уполномоченный орган), ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителей уполномоченного органа N 7 от 08.07.2024.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 03.07.2024 поступило обращение МБОУ "СОШ N 11" о включении в Реестр ИП Пасечника О.П. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N А53 от 03.05.2024, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку робота-манипулятора учебного (извещение N 0169600019424000141) в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 11.04.2024 в 09:38 извещения о проведении закупки.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Образование", федерального проекта "Современная школа". Код видов расходов 244. Код целевой статьи 000Е151721.
Начальная (максимальная) цена контракта - 395 000,00 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 19.04.2024.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0169600019424000141 от 22.04.2024.
Контракт N А53 на поставку робота-манипулятора учебного заключен 03.05.2024.
Из обращения заказчика следует, что по условиям заключенного контракта поставщик ИП Пасечник О.П. обязался поставить робот-манипулятор учебный в течение 15 рабочих дней с момента заключения контракта. Поставщик в установленный контрактом срок (до 28.05.2024) товар не поставил. В связи с чем, заказчиком 20.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
От индивидуального предпринимателя Пасечника О.П. документов в адрес антимонопольного органа не поступало.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.
Между МБОУ "СОШ N 11" и ИП Пасечником О.П. 03.05.2024 заключен контракта N А53 на поставку робота-манипулятора учебного (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется поставить робот-манипулятор учебный (далее по тексту - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (Приложение к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Цена контракта составляет 135 880 (Сто тридцать пять тысяч восемьсот восемьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлено, что поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: 456543 Челябинская область, Коркинский МО, р. п. Роза, ул. Борьбы, 1, в соответствии с режимом работы заказчика - с понедельника по пятницу с 8:30 до 16:30 часов, обед с 12:00 до 13:00 часов (далее - место доставки), с момента заключения контракта в течение 15 рабочих дней. Поставщик не менее чем за 1 (один) рабочий день до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.
Обязанностью поставщика, определенной пунктом 4.1.1 контракта является обязанность поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 4.5.1 контракта).
Согласно спецификации на поставку робота-манипулятора учебного (Приложение к контракту) поставке подлежит робот-манипулятор учебный с определенными заказчиком характеристиками.
Заказчик письмами N 70 от 16.05.2024, N 73 от 20.05.2024 попросил поставщика предоставить информацию о предполагаемой дате поставки товара.
В письме МБОУ "СОШ N 11", описав ситуацию с отсутствием ответов на звонки и письма заказчика, предложило ИП Пасечнику О.П. расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В требовании об уплате неустойки от 07.06.2024 N 87 МБОУ "СОШ N 11" вновь предложило индивидуальному предпринимателю расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Требование об уплате штрафа подготовлено заказчиком 03.07.2024 за N 98.
Ответов на письма заказчика не последовало.
Товар поставлен не был.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято МБОУ "СОШ N 11" 20.06.2024, сформировано с использованием единой информационной системы 20.06.2024.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 20.06.2024. Контракт расторгнут 02.07.2024, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 03.07.2024.
Таким образом, порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе, МБОУ "СОШ N 11" не нарушен.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Действия ИП Пасечника О.П. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность МБОУ "СОШ N 11" в роботе-манипуляторе учебном не удовлетворена.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение поставщиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий поставщика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Материалами дела установлено, что ИП Пасечником О.П. нарушены условия контракта, поставка товара не осуществлена, робот-манипулятор учебный в общеобразовательное учреждение не поставлен.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Причина неисполнения индивидуальным предпринимателем условий контракта неизвестна. Доказательств невозможности осуществления обязательств по контракту в сроки, предусмотренные контрактом, и на согласованных сторонами условиях, ИП Пасечником О.П. в материалы дела не представлено.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) определены случаи, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр. Однако в рассматриваемой закупке указанные обстоятельства отсутствуют.
Индивидуальный предприниматель не выполнил условия контракта.
Следовательно, в действиях ИП Пасечника О.П. содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные МБОУ "СОШ N 11" об ИП Пасечнике О.П. (ИНН 920150009289, 299014, г. Севастополь, ул. Бориса Михайлова, д. 3, кв. 19), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 июля 2024 г. N 074/10/104-1496/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024