Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель), на действия уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ", заказчика - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт-краевая клиническая больница N 1 им. профессора С.В. Очаповского" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (шприц общего назначения)" (извещение N 0818500000824004597) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 620), заказчик объединил в один лот медицинские изделия с разными кодами номенклатурной классификации медицинских изделий.
Заказчиком, уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт-краевая клиническая больница N 1 им. профессора С.В. Очаповского" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (шприц общего назначения)" (извещение N 0818500000824004597).
Начальная (максимальная) цена контракта - 846 000,00 руб.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке следующие медицинские изделия:
Наименование |
КТРУ |
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004565 32.50.13.110-00004566 32.50.13.110-00004568 32.50.13.110-00004572 32.50.13.110-00004584 32.50.13.110-00004578 32.50.13.110-00004576 32.50.13.110-00004574 |
349160 |
Шприц инсулиновый/убираемая игла |
32.50.13.110-03189 |
212430 |
В соответствии с п.2) ч. 29 ст. 34 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены постановлением N 620.
В соответствии с п.1 постановления N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по закупке N 0818500000824004597 - 846 000,00 руб.
Объем денежных средств, направленных Заказчиком на закупку медицинских изделий в 2023 г., составил более 100 млн. рублей.
Объединение Заказчиком в один лот медицинских изделий с разными кодами номенклатурной классификации медицинских изделий не противоречит Закону о контрактной системе и постановлению N 620.
Заявитель в жалобе указывает, что включение в лот шприцев с защитным механизмом, предусматривающим обратное движение поршня, которым после введения препарата втягивается игла внутрь цилиндра шприца, производящихся только иностранными производителями, противоречит положениям ст. 14 Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постановление N 102).
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позициям 6,9,12 Описания объекта закупки требуется к поставке шприцы общего назначения с характеристикой: обратное движение поршня после введения препарата втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.
Заявитель указывает, что установленная Заказчиком дополнительная характеристика соответствует товарам импортного производства, при этом отечественные производители не изготавливают шприцы с обратным движением поршня после введения препарата втягивает иглу внутрь цилиндра шприца, в связи с чем, реализация установленного ограничения по Постановлению N102 невозможна.
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. При установлении дополнительных характеристик Заказчик руководствовался положениями стандартизации ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам.
То есть, установив данное требование, Заказчик обеспечивает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены ограничение допуска и условия допуска, предусмотренным Постановлением N102.
В связи с тем, что используемый Заказчиком код КТРУ 32.50.13.110-00004564 соответствует ОКПД 2 - 32.50.13.110, указанному в Перечне Постановления N102, ограничение установлено правомерно.
При этом, положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера, в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно для поставщиков как отечественного, так и зарубежного рынка.
Запрета о включении в закупку товаров отечественных и зарубежных производителей Постановлением N102 не предусмотрено.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
При подготовке Описания объекта закупки Заказчиком проводился анализ рынка на наличие соответствующего потребности Заказчика товаров. Анализ показал, что на рынке присутствуют товары нескольких производителей, производящих шприц с механизмом предотвращения повторного использования:
- РУ N РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 г. - ООО "Снабполимер Медицина", (место производства: Россия, Китай);
- РЗН 2018/7131 от 10.05.2018 г. - Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Кою, Лтд.", (место производства: Китай);
- ФСЗ 2009/05672 от 01.03.2024 г. - "ОРИПЛАСТ ГмбХ", (место производства: Германия).
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
С учетом изложенного, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В данном случае, при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заявитель не представил доказательства нарушения прав и законных интересов.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824004597).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июля 2024 г. N 644/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024