Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Поповой Юлии Александровны, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" Шинкаренко Оксаны Витальевны (доверенность Nб/н от 03.07.2024 года) и Буряк Елены Юрьевны (доверенность Nб/н от 08.02.2024 года), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Поповой Юлии Александровны на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый номер извещения 0325200001624000034), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.06.2024 года поступила жалоба индивидуального предпринимателя Поповой Юлии Александровны (далее также - ИП Попова Ю.А., Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее также - ГБУЗ АО "ОКОД", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый номер извещения 0325200001624000034) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 04.07.2024 года в 11 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
24.06.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый номер извещения 0325200001624000034) (далее - извещение).
25.06.2024 года Заказчик внес изменения в извещение и разместил его измененную редакцию в ЕИС.
Извещение в редакции от 25.06.2024 года является предметом жалобы.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 495 066,50 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что определенной Заказчиком совокупности характеристик объекта закупки соответствует товар только одного производителя - "Линафил натуральный (Linafil Natural) (в кассетах) (вид 226680)", производитель SMI AG, Бельгия.
Жалоба Заявителя является необоснованной по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из совокупного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 NПИ/79427/21, законодательству и судебной практике, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
В файле "Описание объекта закупки" извещения Заказчиком установлены следующие характеристики для требуемых к поставке товаров:
"4. Наименование, описание и количество Товара, требуемого к поставке.
4.4.1. Нить хирургическая льняная.
N п/п |
Позиция КТРУ/ Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол- во, всего |
Кол- во, ОМС |
Кол- во, бюджет |
Кол- во, платные |
1 |
21.20.24.120-00000017 Нить хирургическая льняная |
шт. |
3 |
2 |
- |
1 |
Описание КТРУ 21.20.24.120-00000017 | ||||||
Стерильная натуральная нерассасывающаяся полинить, изготовленная из длинных текстильных (обычно льняных) волокон, предназначенная для соединения (т.е., сведения друг с другом) краев раны мягких тканей или надреза (особенно в области желудочно-кишечного тракта) путем их сшивания или лигирования мягких тканей; может прилагаться игла, которую необходимо утилизировать сразу после первого использования. Зачастую нить окрашивают для облегчения ее идентификации во время хирургической операции; нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока рана не будет в достаточной степени вылечена, чтобы справляться с обычными нагрузками, после чего она постепенно инкапсулируется грубоволокнистой соединительной тканью. Это изделие для одноразового использования. |
4.4.1 Описание товара*.
Наименование показателя (Участник закупки указывает наименование показателя, так как указано заказчиком) |
Ед. изм. |
Значение показателя, требуемое заказчиком |
Обоснование включения дополнительных показателей, не внесенных в КТРУ |
Инструкция участникам закупки по заполнению заявки |
Кассет в комплекте |
штука |
3 |
Для удобства проведения манипуляций, экономии материала |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Метрический размер |
|
4 |
Для удобства манипуляций в операционном поле |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Условный размер |
|
1 |
Для удобства манипуляций в операционном поле |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Длина нити в кассете |
м |
|
Для правильного наложения шва и экономии материала |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина по лицевой части кассеты |
миллиметр |
|
Для достаточного места при намотке необходимой длинны, компактности расположения в операционной |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота кассеты |
миллиметр |
|
Для достаточного места при намотке необходимой длинны, компактности расположения в операционной |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина по боковой части кассеты |
миллиметр |
|
Для достаточного места при намотке необходимой длинны, компактности расположения в операционной |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Устойчивость кассеты к концентрированным дезсредствам |
|
соответствие |
Для сохранения целостности кассеты и материала |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Лепестковый клапан, предупреждающий попадание воздуха внутрь кассеты |
|
наличие |
Для сохранения стерильности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Защита клапана пластиковым вентилем |
|
наличие |
Для сохранения стерильности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Стерильность нити в кассете после вскрытия |
недели |
|
Для использования всего объёма материала в кассете |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Кассетодержатель в комплекте |
штука |
1 |
Для установки кассет |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Ширина по лицевой части |
миллиметр |
|
Для лучшей фиксации кассет |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота |
миллиметр |
|
Для лучшей фиксации кассет |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина по боковой части |
миллиметр |
|
Для лучшей фиксации кассет |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Кассетодержатель предназначен для устойчивой фиксации кассет |
|
соответствие |
Экономит место в операционной и предотвращает падение кассеты на пол |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Количество ячеек для установки кассет |
|
3 |
для установки необходимого количества кассет |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Неразборный |
|
соответствие |
Для лучшей транспортировки и простоты сборки |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Прорезиненные ножки для устойчивости кассетодержателя |
|
наличие |
Для устойчивого нахождения на поверхности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Комплект упакован в единую картонную упаковку |
|
соответствие |
Для удобства транспортировки |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
*В связи с недостаточностью необходимых характеристик товара в КТРУ и в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 Заказчиком указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данная информация необходима с целью получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям_".
Так, согласно доводу жалобы такой совокупности характеристик товара, описанного Заказчиком в пункте 4.4.1 файла "Описание объекта закупки" извещения, соответствует только "Линафил натуральный (Linafil Natural) (в кассетах) (вид 226680)", производитель SMI AG, Бельгия.
Однако, исходя из представленных Заказчиком документов, описанию объекта закупки также соответствует товар "ARMALINEN - нить хирургическая нерассасывающаяся льняная, плетенная, неокрашенная, метрических размеров (условных номеров): 0,5 (7-0), 0,7 (6-0), 1 (5-0), 1,5 (4-0), 2 (3-0), 3 (2-0), 3,5 (0), 4 (1), 5 (2), 6 (3-4), 7 (5), 8 (6), 9 (7), в вариантах исполнения: 15.3. Отрезок хирургической нити длиной от 10 до 200 м, с шагом 1 м, на кассете, в индивидуальной упаковке в комплекте с держателем для кассет - 1 шт, на 1, 2, 3 кассет (для изделий на кассете), производитель ООО "АРМАЛАЙН", Россия.
Такое соответствие подтверждается инструкцией по эксплуатации медицинского изделия, опубликованной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, и письмами производителя.
Кроме того, оба товара были предложены участниками закупки, заявки которых были признаны комиссией по осуществлению закупок Заказчика соответствующими извещению.
Следует отметить, что Заявитель к рассмотрению жалобы не подключился, подтверждающих его довод доказательств Комиссии не представил.
Основания для выдачи предписания отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Поповой Ю.А. на действия ГБУЗ АО "ОКОД" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку шовного материала (реестровый номер извещения 0325200001624000034) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 июля 2024 г. N 030/06/106-751/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024