Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее также - Астраханское УФАС России, Управление),
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" Бочаровой Анастасии Александровны (доверенность N5529 от 17.06.2024 года) и Бадмаевой Айслу Асилбековны (доверенность N11058 от 29.12.2023 года), в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Астра+", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения заявления, рассмотрев заявление администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Астра+" (414056, г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 6, литер стр. 10, пом. 1, оф. 147; ИНН 3019020983) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.07.2024 года поступило заявление администрации муниципального образования "Наримановский муниципальный район Астраханской области" (далее - администрация МО "Наримановский район", Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Астра+" (далее также - Подрядчик, Общество, ООО "Астра+") в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (ИКЗ 233300800423530230100100050024211414) (номер извещения 0825300005223000015) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 05.07.2024 года в 11 часов 30 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представители Заказчика приняли личное участие в проведении внеплановой проверки.
Подрядчик участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключился.
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 08.07.2024 года в 14 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представители Заказчика приняли участие в проведении внеплановой проверки посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Подрядчик участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключился.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
05.05.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (ИКЗ 233300800423530230100100050024211414) (номер извещения 0825300005223000015) (далее - аукцион).
По результатам аукциона победителем было признано ООО "Астра+" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1).
29.05.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик принимает на себя обязательство по реконструкции автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (далее - работа) согласно проектно-сметной документации и технического задания, прилагаемой к настоящему Контракту и являющейся его неотъемлемой частью, выполнить работы на объекте в соответствии со сметными расчетами, в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение 3 к Контракту; далее - График выполнения строительно-монтажных работ) и передать результат работ Заказчику в обусловленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять работы в полном объеме и произвести их оплату.
Цена Контракта составляет 32 960 853,46 рублей.
Пунктом 1.4 Контракта регламентировано, что результатом выполненной работы по Контракту является отремонтированный объект, готовый к эксплуатации.
В силу пункта 3.1 Контракта срок выполнения работ:
- начало: с даты заключения Контракта;
- окончание: по 01.09.2023 года (включительно).
Согласно пункту 3.3 Контракта место выполнения работ: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, автомобильная дорога по ул. Комсомольской
Пунктом 4.4.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить реконструкцию автомобильной дороги в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (составляется при исполнении Контракта).
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта N5525 от 17.06.2024 года (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей.
Как следует из Решения, по состоянию на 10.06.2024 года работы выполнены частично на сумму 4 628 710,85 рублей.
Таким образом, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта услуги Обществом в полном объеме не оказаны.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.11 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик 17.06.2024 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 17.06.2024 года.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 17.06.2024 года, Решение вступило в силу 28.06.2024 года.
На момент вступления Решения в силу Подрядчиком его обязательства по Контракту полностью не исполнен.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Астра+" обязательств по контракту на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (ИКЗ 233300800423530230100100050024211414).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Астра+" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В единой информационной системе размещено возражение Общества на решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта N93 от 21.06.2024 года, содержащее информацию о следующем.
Подрядчик письмом N160 от 08.08.2023 года приостановил работы по Контракту ввиду выявления пучинистого грунта.
При визуальном осмотре 10.08.2023 года был установлен факт высокого уровня грунтовых вод.
10.08.2023 года протоколом выездного совещания N1 Заказчиком было принято решение произвести инженерные изыскания.
29.09.2023 года между сторонами было заключено соглашение о приостановлении работ.
29.01.2024 года было получено положительное заключение АУ АО "Государственная экспертиза проектов".
07.03.2024 года было вынесено распоряжение N99-р о возобновлении производства работ по Контракту.
В ходе рассмотрения заявления, Заказчик в полной мере подтвердил информацию, указанную в возражении Общества.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Астра+" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Астра+" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (ИКЗ 233300800423530230100100050024211414), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Астра+", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Астра+" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления администрации МО "Наримановский район" о внесении сведений об ООО "Астра+" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения администрацией МО "Наримановский район" требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Комсомольской с. Старокучергановка Наримановского района Астраханской области (ИКЗ 233300800423530230100100050024211414) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ООО "Астра+" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 июля 2024 г. N 030/10/104-756/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024