Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия Заказчика - Администрация города Муравленко при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку оригинальных расходных материалов для оргтехники для нужд Администрации города Муравленко, начальная (максимальная) цена контракта - 393 283,35 рублей (извещение N 0190300004624000184) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 21.06.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 28.06.2024 09:00 (МСК+2);
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.07.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", что по своей сути прямо противоречит смыслу и назначению закупаемому товару (Картридж для электрографических печатающих устройств). В данном конкретном случае, для данной позиции закупки, должен был быть использован код ОКПД 2 - 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", который согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008 далее по тексту Классификатор) содержит прямое описание:
- емкости с тонером и тонерные отсеки для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- фотопроводниковые блоки формирования изображения и блоки переноса (барабаны, ленты) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи однокомпонентные (в одном корпусе совмещен блок фотобарабана и тонерный отсек);
- емкости с магнитным носителем порошка (девелопер) для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- емкости с чернилами для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, красящие ленты для матричных и литерных принтеров;
- картриджи для струйных и каплеструйных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- средства очистки системы печати для струйных, каплеструйных и твердочернильных принтеров и многофункциональных печатающих устройств, блоки сбора отработанного тонера для лазерных и светодиодных принтеров и многофункциональных печатающих устройств;
- картриджи и прочие расходные материалы для сублимационных принтеров".
Игнорирование Заказчиком вышеуказанных положений повлекло неверное толкование ограничительных норм, установленных Законом о контрактной системе, а именно ст.14 и ПП РФ N878 (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции").
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заказчиком приобретаются расходные материалы для офисного оборудования, которые включают в себя поставку картриджей для лазерной печати, в связи с чем Заказчиком установлен код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Постановление N 878).
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка оригинальных расходных материалов для оргтехники для нужд Администрации города Муравленко, указан код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", КТРУ 20.59.12.120-00000002 "картридж для электрографических печатающих устройств" (дата начала обязательного применения: с 26.01.2024), а также установлено условие допуска на поставку товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Согласно описанию объекта закупки Извещения, Заказчиком приобретаются расходные материалы для офисного оборудования, которые включают в себя поставку картриджей для лазерной печати.
Исходя из наименования вида и кода ОКПД 2 - 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" следует, что данный код ОКПД 2 соответствует используемым в офисах товаров, к которым, в том числе относятся многофункциональные устройства, принтеры, расходные материалы для которых необходимы Заказчику в соответствии с описанием объекта закупки.
Вместе с тем Комиссией установлено, что код ОКПД2 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода" не содержит описания картриджа для лазерных принтеров.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Абзацем 4 пункта 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом Комиссией установлено, что код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" отсутствует в Перечне.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, поскольку Заказчиком установлен корректный код ОКПД2 Товара, действия Заказчика в части неустановления в Извещении ограничений допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что в технической документации производителя указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов для обеспечения надлежащего функционирования устройства, при этом требования также обусловлены необходимостью сохранения гарантийного обслуживания, эксплуатируемого оборудования, что не противоречит Закону о контрактной системе.
В технической документации производителя указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов, для обеспечения надлежащего функционирования устройства. Заказчиком закупаются расходные материалы к имеющемуся оборудованию.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта, а также подтверждается Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2024 NИЗК1, согласно которому на участие в закупке было подано и признано соответствующими извещению об осуществлении закупки 11 заявок. Следовательно, Заказчик не ограничил конкуренцию.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования извещения об осуществлении закупки нарушают права и законные интересы участников закупки, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение.
В рамках формирования предмета закупки Заказчик руководствовался потребностью, возникшей в связи с осуществлением своей деятельности.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "Политон-Тех" на действия Заказчика - Администрация города Муравленко при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку оригинальных расходных материалов для оргтехники для нужд Администрации города Муравленко, начальная (максимальная) цена контракта - 393 283,35 рублей (извещение N 0190300004624000184), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 июля 2024 г. N 089/06/33-436/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024