Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
Рассмотрев направленное заказчиком - МКУ "Управление городского хозяйства" обращение по факту уклонения победителя электронного аукциона ООО "АХМ-Металл" от заключения контракта на поставку газонного ограждения, начальная (максимальная) цена контракта 1 229 000,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001324000653), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ЕИС установлено:
17.06.2024 - размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 для закупки N0190300001324000653.
27.06.2024 - размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от N ППУ20_1 для закупки N0190300001324000653.
Из протокола признания участника уклонившимся следует что победителем ООО "АХМ-металл" не исполнены требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, в связи с чем такой участник закупки, с которым заключается контракт признается уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.06.2024 NАД/2076/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-437/2024 из которых следует, что 03.06.2024 генеральным директором ООО "АХМ-металл" были возложены дополнительные обязанности в сфере государственных закупок на сотрудника организации.
17.06.2024 торги были признаны несостоявшимися, поскольку была подана только 1 заявка на участие в аукционе.
Сведения о признании торгов несостоявшимися также были размещены на электронной торговой площадке.
Позднее Заказчиком на основании протокола подведения итогов был направлен проект контракта для подписания.
Однако в установленный срок контракт подписан не был, поскольку ответственным лицом за участие в закупках были неверно интерпретированы положения действующего законодательства, специалист посчитала, что торги не состоялись и Заказчик планирует повторно разместить закупку, о чем было доложено руководителю Общества.
О том, что организация уклонилась от заключения контракта, стало известно только после опубликования протокола уклонения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта.
По смыслу части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки информации и документов, предусмотренных частью 3 указанной статьи, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее следующего одного рабочего дня, подписывает усиленной электронной подписью проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В случае. невыполнения участником закупки требований, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта на основании части 6 статьи 51 вышеуказанного закона.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам:
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, в том числе, уклонившихся от заключения контрактов:
Постановлением Правительством Российской Федерации N 1078 от 30 июня 2021 года утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия принимает во внимание предоставленные участником документы, свидетельствующие о намерении заключить контракт, а именно:
Приказ от 03.06.2024 о возложении дополнительных обязанностей на сотрудника;
Приказ N01/ТК/24 от 01.07.2024 о наложении дисциплинарного взыскания на ответственное лицо;
При этом участником предприняты действия, направленные на заключение контракта, а именно: направлено уведомительное письмо в адрес заказчика с приложением подписанного контракта на бумажном носителе, а также выполнены требования по обеспечению контракта, что подтверждается платежным поручением N 357 от 28.06.2024.
Таким образом, Комиссия полагает, что действия участника свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по нему.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Принимая во внимание отсутствие ущерба, причиненного заказчику, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры ответственности как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
В тоже время, Комиссия предупреждает, что, участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, победителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "АХМ-металл" по обращению от МКУ "Управление городского хозяйства" по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта на поставку газонного ограждения, начальная (максимальная) цена контракта 1 229 000,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001324000653) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 4 июля 2024 г. N 089/10/104-437/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024