Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи представителей: Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (координатор совместной закупки) (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) - Каюмова В.Н., действующего на основании доверенности N б/н от 09.01.2024, Бейнешева С.А., действующего на основании доверенности N б/н от 02.07.2024, в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "ЦЗБУ КО", Уполномоченное учреждение) - Колдина А.Н. (действующего на основании доверенности N 2 от 22.04.2024 г.), в присутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МП-ГАРАНТ" (далее - ООО "МП-ГАРАНТ", Заявитель) - Афросимной Н.А. (действующей на основании доверенности N 02-01/24 от 09.01.2024 г.), рассмотрев жалобу ООО "МП-ГАРАНТ" на действия Заказчиков - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница", Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи", Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн", Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", Государственного бюджетного учреждения "Шадринская городская больница", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 1", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 4", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 2", Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной перинатальный центр", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 5" (далее - Заказчики) при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0843500000224003646) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
28.06.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО "МП-ГАРАНТ" (вх. N 2809/24) на действия вышеуказанных Заказчиков при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0843500000224003646).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что по мнению ООО "МП-ГАРАНТ" положения Описания объекта закупки нарушают действующее законодательства по следующим основаниям:
1. В Описании объекта закупки по позициям 1-3, 6-10 закупаются ""Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", в отношении которых установлена следующая характеристика: "Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие для легкости надевания и смены усиливает барьерные свойства медицинских перчаток". Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Национальный стандарт Российской Федерации "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" (ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002) (далее - ГОСТ Р 52238-2004) предусматривает материал, из которого изготавливают перчатки, указанный в техническом задании. Перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиен- стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии. Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Заказчиком не обосновано почему внутреннее полимерное покрытие должно быть именно синтетическим для данного вида изделия, чем обусловлена такая необходимость. В действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток, а также порядок их использования и классификацию отсутствует разграничения полимерного покрытия на синтетическое. Соответственно, Заказчик, формируя извещение и документацию к аукциону, исключил предусмотренные ГОСТ Р 52238-2004, Методическими рекомендациями полимерные покрытия, ограничивая выбор только синтетическим внутренним покрытием, не указав обоснование такой характеристики как "синтетическое", в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В Описании закупки по позициям 2, 3, 5-8, 10 закупаются "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", в отношении которых установлена характеристика по длине перчатки:
290.
Согласно разделу 6 ГОСТ Р 52238-2004, Методическим рекомендациям установлена длина хирургических перчаток 250-280 мм. В нарушение вышеуказанных требований Заказчиком установлены требования по длине перчаток, которые не соответствуют требованиям ГОСТа. При этом указанное в Описании объекта закупки обоснование "для защиты предплечья" фактически не обосновывает реальную потребность Заказчика в перчатках указанной длины. Более того, по позициям 1 и
4 Описания объекта закупки Заказчиком установлено требование по длине перчатки
280.
В отношении данной длины Заказчиком также указано обоснование "для защиты предплечья". Учитывая изложенное, указание Заказчиком разных требований к длине перчаток по позициям 1-8, 10 не имеет реального объективного обоснования и приводит исключительно к ограничению числа участников закупки. Участники, которые могли бы предложить товар, отвечающий объективным требованиям Заказчика (перчатки с длиной не менее
280), не могут участвовать в закупке, поскольку Заказчиком установлены нестандартные требования.
Таким образом, Заказчиком при составлении Описания объекта закупки по позициям N 2, 3, 5-8, 10 нарушены положения части 1, части 2 статьи 8; части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Совокупности характеристик по позиции N 8 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" соответствует товар единственного производителя - "Ansell Healthcare Europe NV", Малайзия, Перчатки медицинские хирургические стерильные из натурального латекса неопудренные Gammex Latex Underglove, регистрационное удостоверение N РЗН 2022/16297 от 17.01.2022 г. 4 По позиции N 10 Описания объекта закупки "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено следующее требование к цвету: "Цвет внутренней перчатки контрастный по отношению к крови и белому-бежевому цвету (для использования в системе двойных перчаток с индикацией прокола).". Исходя из описания следует, что Заказчиком выставлено ограничение по цвету наружной перчатки: белый или бежевый. ГОСТом Р 52238-2004 не предусмотрено требований к цвету перчаток. При этом указанное Заказчиком обоснование не объясняет почему Заказчик ограничивает цвет наружной перчатки только двумя вариантами: белым и бежевым. Заявитель просит признать жалобу ООО "МП-ГАРАНТ" обоснованной; обязать Уполномоченное учреждение, Заказчиков привести извещение о проведении электронного аукциона по закупке в соответствие с требованиями действующего законодательства; приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу; предпринять иные предусмотренные законом меры с учетом доводов, изложенных в настоящей жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчиков, Уполномоченного учреждения были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представители Заказчика - ГБУ "КОКБ" с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, по основания изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Уполномоченное учреждение в материалы дела представило письменные возражения относительно своей позиции по доводам, изложенных в жалобе, из которых следует, что также не согласно с доводами Заявителя, считает их необоснованными, лишенными правовых оснований. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 20.06.2024 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет ГКУ "ЦЗБУ КО" опубликовано извещение N 0843500000224003646 об осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских. Начальная цена контрактов составляет 15 417 360 рублей 00 копеек. Заказчиками являются: Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение "Курганская больница скорой медицинской помощи", Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн", Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", Государственное бюджетное учреждение "Шадринская городская больница", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 1", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 4", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 2", Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной перинатальный центр", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 5". На момент рассмотрения жалобы по существу контракты не заключены. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и Уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений. Целью же проведения открытого конкурса является приобретение товара (работы, услуги), отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона. В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона. Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Закона о контрактной системе, а также подзаконными актами, разработанными в целях реализации данной нормы. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчики должны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Относительно первого довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Заказчик при использовании позиции каталога, по которой описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Из пояснений представителя координатора закупки следует, что согласно пункту 4 ГОСТ Р 52238-2004 может быть применена обработка поверхности полимерным покрытием. При этом в данном стандарте не конкретизировано, каким именно полимером может быть обработана поверхность: "Перчатки должны быть изготовлены из смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиеи-стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии. Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, I ОС I Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13".
Методические рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 (далее - МР) в пункте 4.11 указывают: Обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток. С этой целью используются: обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток.
Также в пункте 2.4 МР указывают, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- функциональность. Потребность Заказчика заключается в обеспечении условий, при которых максимально снижается риск негативных последствий, связанных с ношением медицинских перчаток. Для достижения указанной потребности, Заказчик устанавливает требование к типу материалов, используемых в покрытии, которые исключает контакт с растительными и природными компонентами, которые в силу своей специфики сами по себе являются аллергенами, а также иными раздражителями, которые приводят к нарушению целостности кожного покрова, при длительном и систематическом ношении перчаток. ГОСТ 52238-2004 не содержит императивного требования, которое исключало бы возможность выбора типа компонента. Исходя из изложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что указанное требование является потребностью Заказчика и установлено на законных основаниях, довод жалобы не нашел своего подтверждения. Относительно второго довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. ГОСТ 52238-2004 установлены эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций. Данным стандартом определены размеры перчаток. Так, длина перчаток должна составлять от 250 мм до 280 мм. Норма пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает Заказчиков включать в описание объекта закупки необходимость использования характеристик, не предусмотренных действующими стандартами. Необходимость использования перчаток длиной 290 мм обоснована координатором совместной закупки следующим образом: "для защиты предплечья". Кроме того, из пояснений представителей Заказчика (координатора совместной закупки) следует, что в положениях ГОСТа Р 52238-2004 следует, что длина указана со словосочетанием "не менее", это буквально означает, что длина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу Р 52238-2004.
Также, согласно пункту 4.2. МР перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры;
- выбор типа перчаток по целевому назначению;
- выбор перчаток по размеру.
В соответствии с Приказом Минтруда России N 928н от 18.12.2020 г. "Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях": Работодатель, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе: Пункт 4 устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников. Приказ требует повысить уровень безопасности медицинских сотрудников с учетом профессиональных рисков: Пункт 7 при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности. Пункт 217 персонал должен выполнять работу в предусмотренной санитарной одежде (халат или костюм из смесовых тканей/нетканых материалов, одноразовая медицинская шапочка, одноразовые перчатки, надетые поверх рукавов санитарной одежды). То есть, удлиненные перчатки в зависимости от длины, как минимум, планируется использовать для манипуляций с повышенным риском инфицирования. Для защиты рук медицинского персонала следует обеспечить возможность надежного закрепления на рукавах санитарной одежды. Перчатки с длиной от 290 мм, предназначены, для защиты рук при различных манипуляциях, в которых имеются риски брызгов биологической жидкости пациента.
Таким образом, указанная характеристика полностью основана на потребности Заказчика с учетом специфики применения указанных перчаток. Специфика каждой манипуляции, определяет характеристики перчаток. Заказчик не может установить для всех перчаток одно и то же требование по длине. Вследствие чего, у каждой позиции технического задания могут быть разные параметры по длине перчаток. В данном случае Комиссия не усматривает противоречий определенного описания объекта закупки и обоснования использования характеристики, не предусмотренной действующими стандартами, нормам Закона о контрактной системе. Необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчиков и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты медицинского персонала и пациентов.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. Относительно третьего довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Исполнением требований Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей медицинского изделия, товар которых соответствует всем требованиям закупки одноразовых медицинских перчаток. Данная позиция содержится в пункте 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). Из пояснений представителей координатора закупки следует, что перчатки с требуемыми характеристиками представлены на рынке РФ неограниченно продукцией разных производителей. В настоящее время существуют различные производители, продукция которых соответствует требованиям Технического задания по обжалуемой позиции: Регистрационное удостоверение Производитель ФСЗ 2009/04145 от 11.06.2014 "Хелиомед Хандельсгез м.б.Х." ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 "Анселл Хелскеа Юрой Н.В." ФСЗ 2009/04993 от 72.05.2022 РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 "Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд" В качестве подтверждения своей позиции координатором совместной закупки в материалы дела представлена сравнительная таблица и также технические паспорта на товар вышеуказанных производителей медицинских перчаток, из которых следует, что под совокупность характеристик, установленных по позиции N 8 Описания объекта закупки, подпадают товары данных производителей. Кроме того, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку Описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчиков. Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих об установлении Заказчиком требования к поставляемому товару, предоставляющего преимущество одному из участников закупки перед другими. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России, необоснованным. Относительно четвертого довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Применение перчаток с индикацией прокола прямо предусмотрено пунктом 3492 СанПиН 3.3686-21 от 28.01.2021, согласно которому при наличии риска инфицирования гемоконтактными инфекциями во время вмешательств с высоким риском нарушения целостности перчаток необходимо использовать двойные перчатки с индикатором нарушения целостности перчатки.
Также указание на необходимость использования данных перчаток содержится в Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16: пункт 3.2.2.
Специализированные хирургические перчатки, наряду с базовыми характеристиками, обладают рядом дополнительных свойств, соответствующих требованиям различных областей хирургии:
б) двойные перчатки с индикацией прокола; пункт 4.6. При выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счёт дополнительных свойств перчаток: двойные перчатки с индикацией прокола (аналогично простым двойным перчаткам, система индикации значительно снижает риск сквозного прокола и обеспечивает более высокую степень защиты за счет быстрой визуализации повреждения: нижняя перчатка отличается от верхней по цвету и размеру, и жидкость, проникающая между перчатками при проколе, образует контрастное пятно. Своевременное выявление прокола и замена перчатки существенно сокращают время контакта с кровью пациента и снижают риск инфицирования медицинского работника). Представители координатора закупки пояснили, что указанная система двойных перчаток обеспечивает защиту от риска инфицирования именно за счет наличия системы индикации прокола, которая обеспечивает быструю визуализацию повреждения перчаток: внутренняя перчатка в такой системе всегда отличается от внешней по цвету, из-за чего жидкость (слизь, кровь и др. вещества), проникающая между перчатками при проколе, образует контрастное пятно. При этом в качестве внутренней используются контрастные перчатки по отношению к цвету крови и наружной перчатки. В качестве наружной в данном случае применяются перчатки белого-бежевого цвета для контраста по сравнению так же с кровью и внутренней перчаткой. Заявитель указывает - "Исходя из описания следует, что Заказчиком выставлено ограничение по цвету наружной перчатки: белый или бежевый".
Согласно пункту 2.5 МР 3.5.1.0113-16 современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения. При составлении Описания объекта закупки по позиции N 10, Заказчиком указаны цвета, которые отвечают потребности медицинского персонала - белый или бежевый. Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету медицинских перчаток, ГОСТ содержит минимальные требования к продукции, положения ГОСТа не ограничивают Заказчика во включении в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для него. Заказчиком установлены дополнительные характеристики, причем, Заказчик обосновал каждую из требуемых ему дополнительных характеристик. Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался только необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны действительно важные для Заказчика характеристики, в отношении которых потребность бесспорна и обоснована. Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом. Кроме этого, Комиссия отмечает, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Заявитель как податель жалобы и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. При этом подателем жалобы такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России, необоснованным. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МП-ГАРАНТ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / М.П. Чеботина
2024-2394
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 4 июля 2024 г. N 045/06/106-380/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024