Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи представителей: Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (координатор совместной закупки) (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) - Каюмова В.Н., действующего на основании доверенности N б/н от 09.01.2024, Бейнешева С.А., действующего на основании доверенности N б/н от 02.07.2024, в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "ЦЗБУ КО", Уполномоченное учреждение) - Колдина А.Н. (действующего на основании доверенности N 2 от 22.04.2024 г.), в отсутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПОСТАВЩИК" (далее - ООО "МЕДПОСТАВЩИК", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев жалобу ООО "МЕДПОСТАВЩИК" на действия Заказчиков - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница", Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи", Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн", Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", Государственного бюджетного учреждения "Шадринская городская больница", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 1", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 4", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 2", Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной перинатальный центр", Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 5" (далее - Заказчики) при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0843500000224003646) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
01.07.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО "МЕДПОСТАВЩИК" (вх. N 2834/24) на действия вышеуказанных Заказчиков при осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0843500000224003646).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что по мнению ООО "МЕДПОСТАВЩИК" положения Описания объекта закупки нарушают действующее законодательства по следующим основаниям:
1. В Описании объекта закупки по позициям N 2-10 установлено требование "Метод стерилизации радиационный". В ГОСТ Р 52238-2004 в п. 6.4 говорится: "Перчатки должны быть стерильными. В случае запроса должен быть указан метод стерилизации.".
Таким образом, качество "стерильные" может быть обеспечено применением различных способов стерилизации: газовым, воздушным, паровым, химическим, смесью паров воды и формальдегида. Конкретного указания на определенный вид стерилизации ГОСТ Р 52238-2004 не имеет. В свою очередь Заказчик формирует описание объекта закупки в позициях N 2-10 таким образом, что метод стерилизации должен быть "радиационным", а это уже идет в разрез с ГОСТ Р 52238-2004.
При этом метод стерилизации определяет за собой вид упаковки, что и указывает Заказчик: "Упаковка перчаток полимерная синтетическая (для обеспечения механической прочности и защиты от влаги, газов и озона)", "Упаковка перчаток пластиковая (для обеспечения механической прочности, в т.ч. для защиты от влаги и озона)". Заявитель в жалобе ссылается на пункт 7 ГОСТ Р 52238-2004, в котором отсутствует указание на определенный вид упаковки: "Перчатки должны быть упакованы в двойную индивидуальную упаковку (внутреннюю и внешнюю)". Вышеуказанные характеристики описания объекта закупки являются избыточными, ограничивающими конкуренцию, а главное не несущими функционального значения для использования перчаток медицинских хирургических.
2. Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлено следующее: В позициях N 2 и N 6 - "Манжета с валиком". В позициях N 3 и N 8 - "Манжета обрезана (без венчика), с адгезивной полосой". В позициях N 4 и N 5 - "Манжета обрезана (без венчика)". В позициях N 1, 7, 9, 10 - нет никакого указания на вид манжеты. В позициях N 3 и N 8 адгезивная полоса необходима для препятствия скатывания и сползания перчатки, а в позициях N 4 и N 5 данное требование не установлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что для Заказчика является одинаково допустимым к использованию перчатка с адгезивной полосой и без. Следовательно, эта характеристика избыточна и не несет практического значения для применения закупаемых изделий. Объектом закупки являются медицинские изделия одного вида, но описание вида манжеты установлено не ко всем позициям, либо имеет разночтение. Заявитель просит скорректировать вышеуказанную характеристику в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004 или, если она не является значимой для Заказчика, отказаться от нее.
3. В позиции N 4 Описания объекта закупки Заказчиком указано, что "Внутренняя поверхность без смазки, полимерного и синтетического покрытия" является профилактикой контактного дерматита и аллергических реакций. Объектом закупки является "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные". Их сырье делается из натурального каучука, в котором находится белок, именно на него может начаться негативная реакция, когда организм будет пытаться отторгнуть чужеродную органику. Латексные изделия с полимерным покрытием отличаются низким содержанием такого элемента, как протеины. Содержание в них белка может варьироваться от 0,17 до 4001 мг/г латекса, что исключает появление аллергической реакции и контактного дерматита. В позиции N 8 Описания объекта закупки Заказчик меняет свою позицию и указывает, что защита кожи рук от аллергических реакций и кожного дерматита обеспечивается "Внутренним полимерным покрытием с увлажнителем".
В соответствии с пунктом 3478 требованиями СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" указано, что медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие), в связи с чем наличие требования увлажнителя в перчатках не имеет практического смысла. Для возможности поставки товара, не раздражающего эпидермис, просим обязать Заказчика изменить описание объекта закупки с возможностью поставки неопудренной хирургической перчатки с полимерным покрытием или же использовать перчатки, изготовленные из синтетического латекса. 4.
В позиции N 9 Описания объекта закупки установлена верхняя граница у характеристики "длина перчатки". Однако перчатка с длиной 420 мм, 440 мм, 460 мм не препятствует защите предплечья до локтевого сгиба при операциях с глубоким доступом, а наоборот увеличивает зону защиты. Она защищает предплечье от брызг биологических жидкостей. Заявитель считает установление такого верхнего диапазона необоснованными, избыточным требованием, которое не несет практической пользы, а лишь ограничивает количество потенциальных участников аукциона. Заявитель просит приостановить проведение закупки до рассмотрения настоящей жалобы, по существу; выдать Заказчику предписание об устранении указанных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчиков, Уполномоченного учреждения были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представители Заказчика - ГБУ "КОКБ" с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, по основания изложенным в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Уполномоченное учреждение в материалы дела представило письменные возражения относительно своей позиции по доводам, изложенных в жалобе, из которых следует, что также не согласно с доводами Заявителя, считает их необоснованными, лишенными правовых оснований. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 20.06.2024 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет ГКУ "ЦЗБУ КО" опубликовано извещение N 0843500000224003646 об осуществлении совместной закупки путем проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских. Начальная цена контрактов составляет 15 417 360 рублей 00 копеек. Заказчиками являются: Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение "Курганская больница скорой медицинской помощи", Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной госпиталь для ветеранов войн", Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста", Государственное бюджетное учреждение "Шадринская городская больница", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 1", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 4", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 2", Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной перинатальный центр", Государственное бюджетное учреждение "Межрайонная больница N 5". На момент рассмотрения жалобы по существу контракты не заключены. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и Уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений. Целью же проведения открытого конкурса является приобретение товара (работы, услуги), отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона. В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона. Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Закона о контрактной системе, а также подзаконными актами, разработанными в целях реализации данной нормы. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчики должны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Относительно первого довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002) "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" указано, что перчатки должны быть стерильными. В случае запроса должен быть указан метод стерилизации (пункт 6.4). Представитель координатора закупки указал, что существующий ГОСТ Р ИСО 10993-7-2009 обосновывает необходимость проведения контроля содержания остаточных количеств этиленоксида (ЭО) и этиленхлоргидрина (ЭХГ) после стерилизации в изделиях медицинского назначения в связи с их токсическим действием в определенных концентрациях. В стандарте обращается особое внимание на биологические реакции, включающие раздражение, повреждение органов, мутагенность и канцерогенность, влияние на репродуктивную функцию. Для изделий кратковременного контакта (менее 24 ч) - среднесуточная доза ЭО для пациента должна быть не более 20 мг.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", санитарные правила являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических, физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований. Из пояснений представителей Заказчика следует, что требование к определенному виду стерилизации перчаток обусловлено необходимостью использования максимально безопасных изделий при работе с пациентами.
Также требование в описании объекта закупки аукционной документации важно и жизненно необходимо как для медицинского персонала, так и для пациентов, так как опасность, связанная с использованием изделий, стерилизованных газовым методом, обусловлена высокой вероятностью сохранения этилена оксида, в изделиях после процесса стерилизации, который поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает генотоксическим действием. Непосредственно для пациентов контакт с указанными веществами может быть разовым и относительно кратковременным. Однако, для медицинского персонала, контакт с указанными перчатками будет производится ежедневно на протяжении большей части смены, поэтому воздействие указанных веществ создает условия повышенного риска для здоровья медицинского персонала. Выбор способа стерилизации для Заказчика является очень важным параметром в силу того, что указанный способ стерилизации является самым безопасным для медицинского персонала, который будет в последующем длительное время, а также систематично - ежедневно по нескольку раз, носить эти перчатки в течение каждой смены.
Также, в соответствии с пунктом 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - МР) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- функциональность.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик руководствовался требованиями обеспечения безопасности для здоровья пациентов и медицинского персонала, что полностью соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку свидетельствует о том, что Заказчик руководствовался положениями системы национальной стандартизации, которые обязывают Заказчика учитывать те или иные факторы при определении метода стерилизации.
Также в рамках первого довода Заявитель не согласен с требованием к упаковке, полимерной, либо пластиковой. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что возможность установления требований к упаковке товара прямо предусмотрена Законом о контрактной системе, в частности, согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя требования в отношении упаковки товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, помимо всех остальных требований к характеристикам, требования к функциональным и эксплуатационным характеристикам. Из пояснений представителя Заказчика следует, что форма упаковки, её размеры, количество перчаток в упаковке напрямую влияют на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. В требовании к материалу упаковки отсутствует требование к конкретному типу, марке и прочих критериев материала. Требуется пластиковая либо полимерная упаковка, что не имеет разницы. Указанная формулировка установлена специально, для исключения возможности предложения к поставке бумажной упаковки. Само требование функционально обосновано и обусловлено рисками и особыми требованиями к проведению стерильных манипуляций. Так, в процессе хранения индивидуальная упаковка перчаток подвергается воздействию многих негативных факторов, которые могут привести к повреждению упаковки и перчаток внутри. В первую очередь существует риск контакта с влагой, антисептиками (в т.ч брызгам и парами антисептиков) и озоном, который образуется в процессе работы стерилизаторов. Потребность в пластиковой упаковке обосновывается тем, что бумажная упаковка не защищает перчатки от внешних факторов воздействия, неустойчива к механическим повреждениям и влаге, проницаема для озона. Обеспечение герметичности упаковки - основная характеристика сварного шва, соединяющего пленку и бумажную основу (или две бумажные основы). Показатель герметичности никакими величинами не характеризуется и определяется производителями самостоятельно. При этом, склеивание пленки и бумаги (или бумаги с бумагой) обеспечивает показатели герметичности упаковки, однако приводит к разрывам, как бумаги, так и пленки при вскрытии упаковки, что, в свою очередь, способствует реконтаминации. Указанное называется эффектом пылеворсовыделения, в связи с которым отделение частиц и волокон бумаги вызывает реконтаминацию. Иными словами, если закупать перчатки с бумажной упаковкой, это создает условия, при которых в последующем при вскрытии упаковки, до того, как перчатку наденет медицинский персонал, имеются риски возникновения реконтаминации (Бумажная упаковка, при разрыве образует микроволокна вискозы, целлюлозы и т.д., которые могут попасть в окружающий воздух, на перчатки и далее в стерильное поле.) Наряду с этим, согласно ГОСТ ICO 11607-1-2018, УПАКОВКА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФИНИШНОЙ СТЕРИЛИЗАЦИИ имеется упоминание в пункте 5.1.9, согласно которому "Отслаивание упаковочного слоя при открывании упаковки должно быть непрерывным и однородным, без расслоения или разрыва материала, способного ухудшить асептические свойства упаковки и их представление при открывании (Бумажная упаковка, при разрыве образует микроволокна вискозы, которые могут попасть в окружающий воздух, на перчатки и далее в операционное поле.)". Пластиковая упаковка обеспечивает защиту перчаток от влаги, антисептиков и озона, что обеспечивает сохранность перчаток на протяжении всего срока годности. (Бумажная упаковка стерильных перчаток из натурального и синтетического латекса проницаема для газов, в том числе для озона, а также для жидкостей). При этом, упаковка неразрывно связана с перчатками и входит в единый объект закупки. Установленное требование к упаковке, напрямую влияет на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Также, возможность установления требований к упаковке перчаток вытекает из пункта 2.4 МР: медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство / комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность. Исходя из изложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что указанное требование является потребностью Заказчика, сформировано с учетом специфики применения перчаток, довод жалобы не нашел своего подтверждения. Относительно второго довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Заявитель не согласен с требованиями к манжете перчаток в Описании объекта закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Заказчик при использовании позиции каталога, по которой описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что ГОСТ Р 52238-2004 предусматривает четыре вида отделки поверхности перчаток (пункт 3.4):
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) олудренная поверхность;
г) поверхность без олудривания. Примечания 1.
Перчатки считают опудренмыми в тех случаях, когда пудра добавлена при производственном процессе, как правило, для облегчения надевания Неонудренные перчатки - перчатки, выпускаемые без добавления порошковых материалов.
2. Манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик. В Методических рекомендациях для использования перчаток медперсоналом МР 3.5.1.0113-16 указано: · манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее): · край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее) (пункт 3.7). Из пояснений представителей Заказчика следует, что требования к манжете функционально значимы и не противоречат действующему ГОСТ Р 52238-2004, функциональное обоснование требований внесено в Описание объекта закупки в соответствии с правилами применения КТРУ, а также предусмотрены Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16.
В силу пункта 4.2 МР перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток по целевому назначению (специализация перчаток при различных типах хирургических вмешательств);
- выбор перчаток по форме и способу обработки края манжеты. Специфика каждой манипуляции, определяет характеристики перчаток.
Также Методические рекомендации прописано следующее: пункту 4.16. Форма и способ обработки края манжеты не влияют на защитные функции медицинских перчаток, их выбор зависит от субъективных предпочтений медицинских работников. пункт 4.17. Край медицинских перчаток может быть обрезан или закатан в валик. Валик на перчатке обеспечивает более надежную фиксацию манжеты на предплечье. Для лучшей фиксации обрезанного края может использоваться липкая полоса. В данном случае, необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчиков и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты и удобство медицинского персонала.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. Относительно третьего довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 2.6 МР медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска. Из пояснений представителя Заказчика следует, что увлажнитель во внутреннем покрытии перчаток необходим, так как при проблемной коже рук у медицинских сотрудников, указанные увлажнители оказывают благоприятный эффект, а конкретно удерживают влагу в коже, что влияет на комфорт и тактильную чувствительность при выполнении медицинских манипуляций.
Согласно пункту 4 ГОСТ Р 52238-2004 может быть применена обработка поверхности полимерным покрытием. При этом в данном стандарте не конкретизировано, каким именно полимером может быть обработана поверхность. Методические рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в пункте 2.4 указывают, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- функциональность.
Также из пояснений следует, что перчатки используются медицинским персоналом на протяжении продолжительного времени, так эффект от кремов и лосьонов не может обеспечивать долговременное влияние на кожу рук, когда перчатки позволяют большее время питать кожу рук и обеспечивать уровень комфорта при ношении и замены изделий во время смены. Требования в описании объекта закупки к перчаткам с увлажняющим эффектом обусловлены медицинской необходимостью, проверены врачебной практикой, имели хорошие отзывы у специалистов, использовавших перчатки и соответствуют требованиям профильных приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения, в соответствии с пунктом 3478 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней": Пункт 3478 - Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие). Наличие требования увлажнителя в перчатках обусловлено необходимостью защиты кожи рук от контактных дерматитов и прочих негативных влияний, возникающих при длительном использовании.
Согласно Приказу Минтруда России N 928н от 18.12.2020 г. "Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях", именно работодатель отвечает за возможность причинения вреда здоровью медицинскому работнику в процессе его трудовой деятельности. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим фактором является достижение при лечении пациентов максимального исключения любых нежелательных последствий здоровью медицинского работника. Представитель Заказчика пояснил, что одной из не менее важных функций полимерного покрытия является облегчение надевания перчаток и усиление барьерных свойств: Методические рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в пункте 4.11 указывают:
- обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток. С этой целью используются:
- обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток. При этом, материалы покрытия, как и любой другой материал могут вызывать аллергию и непереносимость у некоторых специалистов, как раз и для обеспечения удовлетворения потребности каждого Заказчика, а, следовательно, всего медицинского персонала Заказчиков, в позиции 4 закупается перчатка без каких- либо покрытий. Данное требование основано на реальной потребности Заказчиков в перчатках с такими характеристиками, для обеспечения надлежащего уровня защиты медицинского персонала. В данном случае, необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчиков и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты и удобство медицинского персонала.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. Относительно четвертого довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Заявитель не согласен с требованиями к длине перчаток по позиции 9 Описания объекта закупки. ГОСТ Р 52238-2004 установлены эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций. Данным стандартом определены размеры перчаток и допустимые отклонения. Норма пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает Заказчиков включать в описание объекта закупки необходимость использования характеристик, не предусмотренных действующими стандартами. Необходимость использования перчаток длиной
410 мм обоснована координатором совместной закупки следующим образом: "для защиты предплечья до локтевого сгиба при операциях с глубоким доступом и защиты предплечья от брызг биологических жидкостей". Кроме того, из пояснений представителей Заказчика (координатора совместной закупки) следует, что в положениях ГОСТа Р 52238-2004 следует, что длина указана со словосочетанием "не менее", это буквально означает, что длина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу Р 52238-2004.
Также, согласно пункту 4.2. МР перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры;
- выбор типа перчаток по целевому назначению;
- выбор перчаток по размеру. Из жалобы следует, что Заявитель не согласен конкретно с верхним порогом длины перчатки 410 мм. Из пояснений представителя координатора закупки следует, что перчатки с длиной более 410 мм в процессе проведения операции будут находиться выше локтевого сгиба, что приведет к скатыванию манжеты и пережиманию руки медицинского персонала. Данные последствия приводят к онемению и парестезиям руки, что влечет необходимость прерывания проведения медицинских манипуляций.
Таким образом, указанная характеристика полностью основана на потребности Заказчика с учетом специфики применения указанных перчаток. Специфика каждой манипуляции, определяет характеристики перчаток. Заказчик не может установить для всех перчаток одно и то же требование по длине. Вследствие чего, у каждой позиции Описания объекта закупки могут быть разные параметры по длине перчаток. Указанная характеристика полностью основана на потребности Заказчика с учетом специфики применения закупаемых перчаток. В данном случае Комиссия не усматривает противоречий определенного описания объекта закупки и обоснования использования характеристики, не предусмотренной действующими стандартами, нормам Закона о контрактной системе. В описании товара указаны действительно важные для Заказчика характеристики, в отношении которых потребность бесспорна и обоснована. Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом. Кроме этого, Комиссия отмечает, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки. Заявитель как податель жалобы и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. При этом подателем жалобы такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России, необоснованным. В рамках рассмотрения данной жалобы внеплановая проверка Комиссией Курганского УФАС России не проводилась, в связи с проведением по жалобе N 202400169183000559.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПОСТАВЩИК" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / А.А. Голуб
2024-2409
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 4 июля 2024 г. N 045/06/106-382/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024