Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курганский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВО "КГУ", Заказчик) - Чупахиной Т.И. (доверенность N б/н от 03.02.2023 г.),
в отсутствии представителя Заявителя - Индивидуального предпринимателя Толчиной Анжелы Николаевны (далее - ИП Толчина А.Н., Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало,
рассмотрев жалобу ИП Толчиной А.Н., на действия Заказчика - ФГБОУ ВО "КГУ" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку сервера для ИТ-института КГУ (извещение N 0343100005224000051), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
01.07.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Толчиной А.Н. (вх. N 2835/24) на действия Заказчика - ФГБОУ ВО "КГУ" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку сервера для ИТ-института КГУ (извещение N 0343100005224000051).
Заявитель указывает на неправомерное основание отклонения своей заявки по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Комиссия в данном случае должна была руководствоваться пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, так как в извещении установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 878), а не запрет.
Заявитель просит исключить пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе из основания для отклонения заявки.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, пояснив, что отклонение заявки Заявителя по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе связано с отсутствием характеристик предлагаемого к поставке объекта закупки, по которым можно было бы идентифицировать товар, который планируется к поставке. В дополнениях к данному основанию отклонения в комментариях указано на применение постановления Правительства N 878.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 17.06.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сервера для ИТ-института КГУ (извещение N 0343100005224000051).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 720 033 рублей 33 копеек.
Заказчиком является ФГБОУ ВО "КГУ".
На момент рассмотрения жалобы по существу между победителем закупки и Заказчиком заключен контракт - 28.06.2024 г.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0343100005224000051) от 25.06.2024 г. заявка участника с идентификационным номером заявки - 28 (ИП Толчина А.Н.) отклонена комиссией по следующим основаниям:
"(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (Комиссия отклоняет заявку участника в соответствии с Постановлением N878, так как у заказчика есть одно предложение с российским товаром, производство которого подтверждено номером реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. В заявке N28 (ИП Толчина А.Н.) подтверждение о происхождении товара в Российской Федерации отсутствует.)".
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Также данное требование содержится в электронном файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" (Приложение N 4 к извещению о проведении закупки), размещенного в составе извещения.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Таким образом, заявка участника закупки должна содержать, в том числе характеристики предлагаемого товара, соответствующие характеристикам, установленным Описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к характеристикам закупаемого товара.
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав заявку ИП Толчиной А.Н., представленной в материалы дела как Заказчиком, так и электронной площадкой - АО "Сбербанк-АСТ" установила, что в заявке Заявителя отсутствуют характеристики объекта закупки, из чего следует вывод, что невозможно предположить, товар с какими показателями будет поставлен Заказчику. В составе заявки подателя жалобы приложена лишь декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пункта 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что поскольку в заявке Заявителя отсутствует информация относительно характеристик товара, планируемого к поставке, не представляется возможным установить какой товар будет поставлен, в связи с чем, основание для отклонения заявки ИП Толчиной А.Н. по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе комиссия выбрано правомерно.
На основании вышеизложенного, довод жалобы Заявителя Комиссией Курганского УФАС России признан необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях комиссии Заказчика выявлены нарушения пункта 2 части 17 статьи 48, пункта 2 части 3 статьи 50, выразившиеся в следующем.
В силу пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки. Таким образом, по смыслу приведенной выше нормы законодательства, на рассматриваемом этапе деятельности по публичному заказу в протоколе подведения итогов определения поставщика должно быть отражено обоснование принятого решения в отношении заявки участника закупки, с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка.
Как пояснил представитель Заказчика, заявка Заявителя была отклонена по основанию пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе за непредставление сведений о характеристиках предлагаемого к поставке товара. При этом, в дополнение в комментариях комиссия Заказчика сделала ссылку на применение постановления Правительства N 878 (Комиссия отклоняет заявку участника в соответствии с Постановлением N878, так как у заказчика есть одно предложение с российским товаром, производство которого подтверждено номером реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. В заявке N28 (ИП Толчина А.Н.) подтверждение о происхождении товара в Российской Федерации отсутствует) в виду того, что заявка с идентификационным номером - 131 содержала в себе информацию о реестровом номере из реестра российской продукции поставляемого товара.
Комиссия Курганского УФАС России установила, что комиссией Заказчика при формировании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) решение об отклонении заявки на участие в закупке было изложено с неверным обоснованием и указанием положений извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, что противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 50, пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля иных нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Учитывая, что выявленное в действиях комиссии Заказчика нарушение не повлияло на результат определения победителя закупки, а также в виду заключённого контракта по результатам электронной процедуры, Комиссия Курганского УФАС России приняла решение предписание не выдавать. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Толчиной Анжелы Николаевны необоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Курганский государственный университет" нарушения пункта 2 части 3 статьи 50, пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены Комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / А.А. Голуб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 5 июля 2024 г. N 045/06/106-386/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024