Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 03.07.2024 N 200/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СПИРОНИКА"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей Заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности), (по доверенности), в отсутствие представителя заявителя ООО "СПИРОНИКА" (о времени и месте заседания Комиссии надлежаще уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" на положения извещения об электронном аукционе "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г" (N закупки 0826500000924003822), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) на положения извещения об электронном аукционе "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г." (N закупки 0826500000924003822) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заказчиком правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, а именно:
1. По мнению Заявителя, Заказчик обязан устанавливать стандартные характеристики товара, т.е. характеристики в соответствии с национальной системой стандартизации, вместе с тем, Заказчик установил нестандартные размеры коннекторов, а именно "трубка-лимб для соединения с увлажнителем с разъемами 10 мм и 22 мм. В России действует ГОСТ ISO 5356-1, который не предусматривает размер 10 мм, т. е. этот размер не является стандартным. Как указывает Заявитель, все производители изготавливают трубки с коннекторами 15 мм и 22 мм.
Заказчик, устанавливая нестандартный показатель, ограничивает допуск участников закупки, и нарушает правила ст. 33 Закона о контрактной системе, так как не обосновывает необходимость применения нестандартного показателя размера.
2. Заказчиком установлен параметр и его значение "со стороны пациента" "Y-образный коннектор с разъемом 22-М/15F со съемной крышкой с держателем и коннекторы со стороны аппарата с разъемом 22F - прямой у линии выдоха, Г-образный у линии вдоха, также у Y-образного коннектора в наличии порт для контроля капнографии с заглушкой со съемной крышкой с держателем". Как указывает Заявитель, параметр "со стороны пациента" не соотносится со значением "со стороны аппарата с разъемом 22F- прямой у линии вдоха".
3. Заказчиком установлена характеристика "самозаполняющаяся система с поплавком и инфузионной системой", однако, как указывает Заявитель, предметом закупки является нестерильный дыхательный контур, не предполагающий инфузии, в том числе потому что не стерильно. Указанная характеристика ограничивает допуск участников закупки.
4. Заказчиком установлены размеры коннекторов "22-М/22-М-15F", которые не изготавливаются ни одним производителем.
5. Заказчиком установлена характеристика, которую не заявляет ни один производитель "линия вдоха голубого цвета с встроенной линией обогрева с портом с эластичной заглушкой на расстоянии от коннектора эндотрахеальной трубки > 39 и < 41 сантиметров".
6. Заказчиком установлен параметр, ограничивающий допуск участников закупки, так, как указывает Заявитель, подавляющее большинство производителей изготавливают камеры с днищем диаметром более 121 мм. Как указывает Заявитель, ни один производитель не изготавливает камеры с днищем диаметром 120 мм, требуемых заказчиком.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком установлен нестандартный параметр "растяжимость не менее 0,82 мл/см H2O". Стандартом ISO 5367, установлено максимальное значение растяжимости, вместе с тем, как указывает Заявитель, Заказчик ограничил только нижнее значение, без должного обоснования. Устанавливая требование "не менее" заказчик исключает закупку более совершенных устройств.
8. Как указывает Заявитель, Заказчиком установлен параметр, не являющейся стандартным, а именно "сжимаемый объем < 781 кубический сантиметр; ^миллилитр", не содержащий обоснования применения нестандартного показателя.
9-10. Заказчиком применена новая терминология "экспираторная часть не менее 1,7 м с водяной ловушкой". Как обращает внимание Заявитель, ранее в описании объекта закупки Заказчиком были применены термины "линия выдоха" и "влагосборник", кроме того Заказчиком установлены новые единицы измерения сопротивления потоку "не более 10,1 л/мин 2,00 см Н2О", тогда как для новорожденных, в соответствии со стандартом ISO 5367, устанавливается максимальное значение, выраженное в единицах "гПа/л/мин (смH2O/л /мин) и измеряется на скорости 2,5 л/мин.
Представитель Заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "СПИРОНИКА", с доводами, изложенными в жалобе не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.06.2024 размещено извещение об Электронном аукционе и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г.".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 688 752 рубля 51 копейка.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СПИРОНИКА" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки" (Приложение N1 к Электронному аукциону), размещенном в составе извещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно устных и письменных пояснений представителей Заказчика, уполномоченного учреждения в адрес Заказчика поступал запрос от Заявителя о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Заказчиком был дан ответ о внесении изменений в описание объекта закупки по рассматриваемому Электронному аукциону, что в последствии было сделано Заказчиком с целью позволить максимальному количеству участников закупки однозначно определить потребности Заказчика и представить надлежащее предложение в отношении объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162 - ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг) если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Представитель Заказчика отметила, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчиков покупать продукцию, полностью соответствующую тому или иному ГОСТу. Кроме того, закупаемый товар не содержится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
1. Как указывает Заявитель, Заказчик установил нестандартные размеры коннекторов, а именно "трубка-лимб для соединения с увлажнителем с разъемами 10 мм и 22 мм. В России действует ГОСТ ISO 5356-1, который не предусматривает размер 10 мм, т. е. этот размер не является стандартным. Как указывает Заявитель, все производители изготавливают трубки с коннекторами 15 мм и 22 мм. Заказчик, устанавливая нестандартный показатель, ограничивает допуск участников закупки, и нарушает правила ст. 33 Закона о контрактной системе, так как не обосновывает необходимость применения нестандартного показателя размера.
Согласно устных и письменных пояснений Заказчика, с целью расширения круга потенциальных участников закупки, Заказчиком было исключено требование к разъему 10 мм. В описании объекта закупки отсутствует указание на указанный Заявителем ГОСТ, ввиду чего Заказчик вправе самостоятельно определять условные обозначение к установленным характеристикам, при этом к товарам также не предъявляется требование о их соответствии данному ГОСТ.
2. Заказчиком установлен параметр и его значение "со стороны пациента" "Y-образный коннектор с разъемом 22-М/15F со съемной крышкой с держателем и коннекторы со стороны аппарата с разъемом 22F - прямой у линии выдоха, Г-образный у линии вдоха, также у Y-образного коннектора в наличии порт для контроля капнографии с заглушкой со съемной крышкой с держателем". Как указывает Заявитель, параметр "со стороны пациента" не соотносится со значением "со стороны аппарата с разъемом 22F- прямой у линии вдоха".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что после внесения изменений в описание объекта закупки Заказчиком установлены следующие значения показателей "Со стороны пациента Y-образный коннектор с разъемом 15F со съемной крышкой с держателем - наличие. Со стороны аппарата коннекторы с разъемом 22F - прямой у линии выдоха, Г-образный у линии вдоха - наличие. Y- образный коннектор с портом для контроля капнографии с заглушкой со съемной крышкой - наличие.", таким образом, в описании объекта закупки есть подробное разграничение параметров, позволяющее безошибочно определить, к какой именно из перечисленных сторон относятся характеристики.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлена характеристика "самозаполняющаяся система с поплавком и инфузионной системой", однако, как указывает Заявитель, предметом закупки является нестерильный дыхательный контур, не предполагающий инфузии, в том числе потому что не стерильно.
Представитель Заказчика пояснила, что ввиду отличного трактования Заявителем и Заказчиком понятия "инфузия", данное значение показателя было исключено из описания объекта закупки.
4. Заказчиком установлены размеры коннекторов "22-М/22-М-15F", которые не изготавливаются ни одним производителем.
Из пояснений Заказчика следует, что охватывающие коннекторы, которые на практике кодируются буквой F (от английского female) и охватываемые, которые кодируются буквой M (от английского male). Следовательно, 22-М - 22 миллиметра охватываемый, 22F - 22 миллиметра охватывающий и т.п.
Довод заявителя, что не существует изделий с заявленными параметрами не соответствует действительности. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2024 NИЭА1 на участие в данной закупочной процедуре подано три заявки участников, двое из которых признаны соответствующими требованиям извещения, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и возможности сформировать заявку на участие в закупке.
Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что прямой обязанности по проверке представленных в составе заявки сведений о характеристиках предлагаемого к поставке товара Закон о контрактной системе на членов закупочной комиссии не возлагает.
Кроме того, согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя, в составе жалобы Заявителем, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупочной процедуры при установлении оспариваемого требования.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно мнению Заявителя, Заказчиком установлена характеристика, которую не заявляет ни один производитель "линия вдоха голубого цвета с встроенной линией обогрева с портом с эластичной заглушкой на расстоянии от коннектора эндотрахеальной трубки > 39 и < 41 сантиметров".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что контур дыхательный реанимационный неонатальный предназначен для использования с аппаратом ИВЛ при проведении реанимационных мероприятий у новорожденных. Учитывая сложность реанимационных действий при спасении жизни новорожденных, и для предотвращения серьезных проблем в процессе исполнения государственного контракта в описании объекта закупки были отражены необходимые параметры изделия. Максимальная точность характеристик товара является залогом качественного оказания медицинской помощи пациентам.
Указанные характеристики товара будут использованы, в случае необходимости, в качестве основных вопросов, поставленных перед экспертами при проведении судебно-медицинской экспертизы, подтверждающей наличие недостатков, допущенных в ходе оказания медицинской помощи. Таким образом, подробное описание объекта закупки не только не является избыточным, такое описание выступает гарантом получения товара, который отвечает потребностям Заказчика.
Описание объекта закупки разработано таким образом, что участник закупки указывает значения характеристик, исходя из требований Заказчика, но в соответствии с требованиями извещения. При этом показатели товаров потенциальный участник закупки может получить путем получения информации из инструкции по применению товара, из каталогов производителей, с информации, размещенной на официальном сайте производителя, а также путем направления запроса в адрес производителя товаров или его уполномоченного представителя на территории Российской Федерации.
Указанный параметр удаленности порта от коннектора эндотрахеальной трубки клинически важен для предотвращения избыточного давления на дыхательные пути новорожденных.
Представитель Заказчика пояснила, что ввиду отличного трактования Заказчиком и Заявителем понятий заказчиком были описаны спорные параметры иначе, а именно, "Линия вдоха [инспираторная линия] с встроенной линией обогрева с портом с эластичной заглушкой и коннектором эндотрахеальной трубки. Длина обогреваемой части инспираторной линии >= 110 см и <= 120 см. Длина необогреваемой [инспираторной] части >=30 см и <=40 см".
6. Из жалобы следует, что Заказчиком установлен параметр, ограничивающий допуск участников закупки, так, как указывает Заявитель, подавляющее большинство производителей изготавливают камеры с днищем диаметром более 121 мм. Как указывает Заявителем, ни один производитель не изготавливает камеры с днищем диаметром 120 мм, требуемых заказчиком.
С целью расширения круга потенциальных участников закупки, Заказчиком установлено значение показателя "Диаметр камеры >=120 мм. "
7. По мнению Заявителя, Заказчиком установлен нестандартный параметр "растяжимость не менее 0,82 мл/см H2O". Стандартом ISO 5367, установлено максимальное значение растяжимости, вместе с тем, как указывает Заявитель, Заказчик ограничил только нижнее значение, без должного обоснования. Устанавливая требование "не менее" заказчик исключает закупку более совершенных устройств.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что Заказчиком исключено из описания объекта закупки значение показателя "Растяжимость не менее 0,82 мл/см Н2О ", не смотря на то, что описание объекта закупки не противоречит ИСО 5367, т.к. "Максимальное значение растяжимости, мл/гПа (мл/смН2О) для новорожденных составляет 1,5 мл/смН2О", а в описании объекта закупки было указано не менее 0,82 мл/см H2O.
8. Как указывает Заявитель, Заказчиком установлен параметр, не являющейся стандартным, а именно "сжимаемый объем < 781 кубический сантиметр; ^миллилитр", не содержащий обоснования применения нестандартного показателя.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что при механической вентиляции ребенка необходимо принимать во внимание особые физиологические характеристики детей, особенно новорожденных. При установке параметров вентиляции в респираторах постоянного объема, регулируемых по времени, дыхательный объем (ДО >= 40 мл) устанавливается напрямую. В аппаратах постоянного потока, регулируемых по времени и с ограничением давления на вдохе, результирующий ДО зависит от характеристик дыхательной системы (комплайнс и сопротивление) и от параметров, установленных на респираторе: времени вдоха (Tin), скорости потока (Vfl), верхнего предела давления (Pin) и ПДКВ. Изменение любого из этих параметров приводит к изменению ДО. Из-за внутренней податливости дыхательного контура респиратора (эластичности шлангов), объемы, установленные на респираторе, почти никогда не поступают в легкие. Поэтому при коррекции ДО нужно руководствоваться показателями концентрации СО2 в выдыхаемом воздухе в конце выдоха и раСО2 . Реально поступающий в легкие объем газа может быть рассчитан по следующей формуле: ДОэфф. = ДОвент. - ДОсжатия, где ДОэфф. - реальный, действительно поступающий в легкие объем газа; ДОвент. - объем газа, выходящий из респиратора при полном отсутствии сопротивления; ДОсжатия - сжимаемый объем шлангов дыхательного контура."
Вместе с тем, Заказчиком исключено из описания объекта закупки значение показателя Сжимаемый объём
781 Кубический сантиметр;^миллилитр ".
9-10. Заказчиком применена новая терминология "экспираторная часть не менее 1,7 м с водяной ловушкой". Как обращает внимание Заявитель, ранее в описании объекта закупки Заказчиком были применены термины "линия выдоха" и "влагосборник", кроме того Заказчиком установлены новые единицы измерения сопротивления потоку "не более 10,1 л/мин 2,00 см Н2О", тогда как для новорожденных, в соответствии со стандартом ISO 5367, устанавливается максимальное значение, выраженное в единицах "гПа/л/мин (смH2O/л /мин) и измеряется на скорости 2,5 л/мин.
Из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что требование к терминологии при описании объекта закупки не установлено в Законе о контрактной системе. Несогласие заявителя с избранными заказчиком формулировками и описанием своих потребностей не свидетельствует об отсутствии у заказчика таких потребностей и не противоречит положениям законодательства, регулирующего контрактную систему. Из положений Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
После внесенных изменений в описание объекта закупки, Заказчиком установлены значение показателя "Экспираторная часть с водяной ловушкой состоит из не менее двух трубок".
Также, Заказчиком исключено из описания объекта закупки значение показателя "Сопротивление потоку не более 10,1 л/мин 2,00 см Н2О ", не смотря на то, что описание объекта закупки не противоречит ISO 5367,
Категория пациента |
Предполагаемый доставляемый объем |
Максимальное значение сопротивления потоку гПа / л / мин (смH2O / л / мин) |
Поток, л/мин |
Взрослые |
|
0,06 |
30 |
Дети |
50<300 мл |
0,12 |
15 |
Новорожденные |
|
0,74 |
2.5 |
Таким образом довод заявителя о том, что Заказчик придумал новые единицы измерения не соответствует действительности.
Также представитель Заказчика пояснила, что согласно ответов представителей производителей на территории РФ под описание объекта закупки, составленного Заказчиком к поставке предложены медицинские изделия следующих производителей:
1 позиция
Производитель 1 |
Производитель 2 |
ФСЗ 2009/03551 от 08 июня 2021 года. Производитель: "Интерседжикал Лтд.", Великобритания |
ФСЗ 2011/09111 от 15 февраля 2022 года. Производитель: ООО "Фишер энд ПэйкелХелскэр", Новая Зеландия |
2 позиция
Производитель 1 |
Производитель 2 |
Производитель 3 |
ФСЗ 2012/12928 от 13 января 2020 года. Производитель: "Грейт ГрупМедикал Ко., Лтд.", Тайвань |
ФСЗ 2011/09111 от 15 февраля 2022 года. Производитель: ООО "Фишер энд ПэйкелХелскэр", Новая Зеландия |
РЗН 2014/1416 от 15 февраля 2022 года. Производитель: ООО "Фишер энд ПэйкелХелскэр", Новая Зеландия |
На основании изложенного следует, что установленные Заказчиками требования в описании объекта закупки не препятствуют участию Заявителя в рассматриваемом аукционе, не ограничивают конкуренцию, поскольку предусматривают возможность участникам аукциона конкурировать по всем установленным заказчиками требованиям.
Таким образом, препятствий для подачи заявки на участие у Заявителя не имелось.
При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 9 июля 2024 г. N 031/06/106-345/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024