Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
в отсутствиии представителя МКУ "Фонд имущества" (далее-заказчик) направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения (письмо от 03.07.2024),
в отсутствиии представителя Общества с ограниченной ответственностью "СпецКапСтрой "Элита" (ИНН 7207021698, КПП 720701001 (далее - Подрядчик) извещенного надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев обращение МКУ "Фонд имущества" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "СпецКапСтрой "Элита" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.11.2023 на выполнение работ по сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Юргинского района,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) 26.06.2024 поступило обращение МКУ "Фонд имущества" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "СпецКапСтрой "Элита".
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению ООО "СпецКапСтрой "Элита" о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 03.07.2024 на 11 часов 00 минут. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 08.11.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок. Однако общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не направило.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела администрации МКУ "Фонд имущества" (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300004123000056 ) на выполнение работ по сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Юргинского района с победителем указанной закупки - ООО "СпецКапСтрой "Элита" заключен муниципальный контракт от 08.11.2023 на сумму 798 763,10 рублей, при начальной (максимальной) цене контракта- 962 365,20 рублей. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 17 %.
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работу по сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Юргинского района, и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Из пункта 1.2 контрокта следует, что Подрядчик обязан выполнить работу в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), локальными сметными расчетами (Приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями Контракта.
Место выполнения работ: Тюменская область, Юргинский район: с. Бушуево, ул. Береговая, д.32; с. Лесное, ул. Первомайская, д.54, с. Юргинское, ул. Советская, д.9 (п.1.3 контракта).
Начало производства работ: с даты заключения настоящего контракта. Окончание работ: 30.11.2023 г. (п.3.1 контракта).
Приложением N 1 к контракту определены следующие объекты подлежащие сному, а также объем работ, подлежащих выполнению:
- жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Юргинский район, с. Юргинское, ул. Советская, д. 9;
- жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Юргинский район, с. Лесное, ул. Первомайская, д. 54;
- жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Юргинский район, с. Бушуево, ул. Береговая, д. 32.
Подрядчик обязан:
- Выполнить работы по сносу жилых домов в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, техническим заданием и локальными сметными расчетами;
- Обеспечить выполнение работ необходимыми механизмами, оборудованием;
- Своевременно осуществлять погрузку-выгрузку, отходов;
- При транспортировке отходов исключить возможность потерь отходов на всем пути следования;
- Обеспечить качество выполненных работ в полном соответствии с условиями контракта;
- После завершения работ привести место выполнения работ в надлежащее состояние;
- Произвести планировку площадей: механизированным способом.
- Очистить полностью земельный участок от мусора.
- Сдать мусор организации, осуществляющей прием, складирование и изоляцию отходов.
- Предоставить документы, подтверждающие прием мусора на лицензированный полигон, а также документы подтверждающие количество принятого мусора.
01.12.2023 МКУ "Фонд имущества" направлено письмо в адрес Подрядчика о нарушении срока выполнения работ по контракту от 08.11.2023, из письма следует, что срок выполнения работ истек 30.11.2023 однако работы по сносу объектов капитального строительства на территории Юргинского района не выполнены.
13.12.2023 МКУ "Фонд имущества" вновь направлено письмо Подрядчику в котором Учреждение просило пояснить причину срыва срока выполнения работ и указания срока завершения работ по контракту, однако ответ не получен.
22.12.2023 МКУ "Фонд имущества" направило письмо Подрядчику с требованием пояснить причину срыва срока исполнения работ по контракту и о необходимости сообщения срока окончания работ, приобщив при этим к письму фотоматериалы с объектов, подлежащих сносу.
31.01.2024 МКУ "Фонд имущества" направило письмо Подрядчику в котором указало, что на ранее направленные письма Учреждение ответ от общества не получило, работы по контракту не выполняются, причина срыва работ не сообщена, ориентировочный срок окончания работ Заказчику не известен, в связи с чем Учреждение будет вынуждено принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.03.2024 МКУ "Фонд имущества" направило письмо Подрядчику в котором указало, что при не выполнении Подрядчиком работ будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контрата.
21.04.2024 ООО "СпецКапСтрой "Элита" направило письмо Заказчику в котором сообщило, что все жилые дома снесены (с. Юргинское, ул. Советская,д.9, с. Лесное, ул. Первомайская, д.54, с. Бушуево, ул. Береговая). Остались работы по планировки площадей, очистке земельных участков от мусора и подготовки исполнительно-технической документации, которые планируется выполнить до 15 мая 2024.
06.06.2024 МКУ "Фонд имущества" составило Акт о нарушении условий контрактк из которого следует, что снос объекта капитального строительства, расположенный по адресу с. Юргинское, ул. Советская, д. 9 выполнен на 70%, снос объекта капитального строительства, расположенного по адресу: с. Бушуево, ул. Береговая, д. 32 выполнен на 80%, снос объекта капитального строительства, расположенного по адресу: с. Лесное, ул. Первомайская, д. 54 выполнен на 70%. Объекты разрушены, большая часть конструкций отсутствует, со слов глав сельских поселений деревянные конструкции частично убраны населеним на собственные нужды.
В связи с тем, что Подрядчиком работы по контракту не выполнены надлежащим образом Заказчиком 13.06.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 25.06.2024.
23.06.2024 (воскресенье) ООО "СпецКапСтрой "Элита" направлено письмо N 1, зарегистрированное Заказчиком 25.06.2024 Вх. N 11 о выполнении работ по контракту до 15.07.2024.
Комиссия отмечает, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 15.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 13 июня 2024 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 13 июня 2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 25 июня 2024 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что в установлнный контрактом срок (30.11.2024) снос объектов капитального строительства не осуществлен. Лишь 21.04.2024 Подрядчик сообщил заказчику о том, что жилые дома снесены и гарантировал в срок до 15 мая 2024 очисткить земельные участки от образовавшегося мусора. Однако к указанному сроку мусор убран не был, что подтверждается фотоматериалами предоставленными заказчиком в материалы дела и свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "СпецКапСтрой "Элита".
Кроме того, Комиссия отмечает, что направленное Подрядчиком письмо от 23.06.2024 исх.N1 и поступившее Заказчику 25.06.2024 Вх. N11 с обещанием выполнить работы надлежащим образом до 15.07.2024 правового значения для заказчика не имело, поскольку 25.06.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта уже вступило в законную силу.
В соответствии с п. 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика в рамках исполнения контракта на выполнение работ по сносу домов. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Подрядчика установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МКУ "Фонд имущества" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СпецКапСтрой "Элита" (ИНН 7207021698, КПП 720701001, генеральный директор Арутюнян Сергей Антонович, ИНН 721501229765) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 июля 2024 г. N РНП-72-99/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024