Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение ГКУ ТО "УАД" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Евротранс" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверку факта одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта от 15.12.2023 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, 0167200003423008111),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение ГКУ ТО "УАД" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Евротранс".
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению ООО "Евротранс" о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 09.07.2024 на 10 часов 00 минут. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 15.12.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Однако общество явку своих представителей не обеспечило, письменных пояснений относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не направило.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела ГКУ ТО "УАД" (Заказчик) по результатам открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки 0167200003423008111 ) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам с победителем указанной закупки - ООО "Евротранс" заключен контракт от 15.12.2023 на сумму 9 000 000,00 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта составляла - 30 732 361,79 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Подрядчик обязался выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением N1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Объемы работ установлены приложением N3 к Контракту (п.1.3 контракта).
В течение срока действия Контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные постановлением Правительства Тюменской области "Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок" (в действующей редакции) (п.1.4 контракта).
Плата за проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутам, предусмотренным приложением N1 к Контракту, поступает в распоряжение Подрядчика (п.1.5 контракта).
Пунктом 1.7 контракта определены сроки выполнения работ: с 01.01.2024 по 31.12.2026.
Приложением N 1 к контракту определены маршруты междугородние межмуниципальные: Маршрут N 593 "Бердюжье - Тюмень". Маршрут N 602 "Бердюжье - Ишим".
В соответствии с Приложением N 10 к контракту "Осуществление контроля за соблюдением Подрядчиком условий контракта" проверка соблюдения условий контракта осуществляется Заказчиком путем постоянного мониторинга данных Региональной навигационной-информационной системы (далее-РНИС ТО). Заказчику данные РНИС ТО предоставляются Оператором РНИС ТО - ГБУ ТО "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее- ГБУ ТО "Объединение АВ и АС").
В силу под.1 пункта 2.1. контракта закреплена обязанность подрядчика выполнять работы, предусмотренные контрактом на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, в установленные заказчиком сроки и в установленных Заказчиком объемах.
Согласно предоставленным данным РНИС ТО за период с 01.05.2024 по 31.05.2024 регулярность рейсов фактически выполненных подрядчиком составила 71%. За период с 01.06.2024 по 17.06.2024 регулярность рейсов фактически выполненных подрядчиком составила 54%.
Невыполнение подрядчиком планового количества рейсов нарушает права пассажиров на качественное предоставление транспортных услуг и не соответствует требованиям социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Учитывая ненадлежащее исполнение ООО "Евротранс" взятых на себя обязательств по контракту, а именно неоднократный срыв рейсов по марщрутам N 593 "Бердюжье - Тюмень", N 602 "Бердюжье - Ишим", учреждением 20.06.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения колнтракта.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 12.1 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено Подрядчиком 20.06.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика является 20 июня 2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Материалами проверки установлено, что общество в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий контракта, не устранило нарушения условий контракта, явившихся основанием для одностороннего отказа заказчика от его исполнения.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 02 июля 2024 года года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Подрядчик принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Как было уже отмечено выше, ООО "Евротранс", не обеспечило выполнение требуемого количества рейсов, фактически допустив срыв регулярных пассажирских рейсов, что повлекло нарушение прав граждан на качественное предоставление транспортных услуг, и что в свою очередь свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны указанного перевозчика.
В статье 401 ГК РФ установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Изучив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссией Тюменского УФАС России достоверно установлен факт ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту, общество не оказало услуги по перевозке пассажиров и багажа в согласованные в контракте сроки, в связи с чем цель контракта не достигнута, в результате чего заказчик не получил тот результат услуг на который рассчитывал при заключении контракта. В связи с чем данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: - принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; - надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России исходя из представленных в материалы проверки доказательств, вышеперечисленных обстоятельств не установлено.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Евротранс".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, в отношении ООО "Евротранс" (ИНН 7202213815, КПП 668501001, директора общества: Васильковой Натальи Анатольевны, ИНН 720401454596) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (0167200003423008114 ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 июля 2024 г. N РНП-72-104/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024