Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мирра Дом" (далее - ООО "Мирра Дом", заявитель): _ (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): .... (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Якутский республиканский онкологический диспансер (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу ООО "Мирра Дом" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Гадобутрол) (извещение N 0816500000624009830), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Мирра Дом" на действия (бездействие) заказчика.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснила, что характеристики товара, установленные заказчиком в Описании объекта закупки в совокупности соответствуют товару единственного производителя.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
30.05.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000624009830 на поставку лекарственных препаратов (Гадобутрол).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 10 250 600,00 рублей.
На участие в закупке подано 2 (две) заявки от участников закупки, обе заявки отклонены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Мирра дом" необоснованной на основании следующего.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1-2, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст. 111.4 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки заказчика установлено, в том числе, следующее:
Nп/п |
Международное непатентованное наименование (химическое, группировочное наименование) лекарственного препарата |
Количество лекарственного препарата с указанием единицы измерения согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ |
Иные характеристики лекарственного препарата, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственного препарата *
|
1 |
Гадобутрол |
625 мл |
- Объем наполнения первичной упаковки 5 мл - шприц или эквивалентная форма выпуска первичной упаковки с учетом пп. "г" п.3 ПП N1380* |
2 |
Гадобутрол |
7 500 мл |
- Объем наполнения первичной упаковки 7,5 мл - шприц или эквивалентная форма выпуска первичной упаковки с учетом пп. "г" п.3 ПП N1380* |
3 |
Гадобутрол |
37 500 мл |
- Объем наполнения первичной упаковки 15 мл* |
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Особенности описания лекарственных препаратов установлены постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
Согласно пунктам 5-6 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные пп. "в" - "и"" п. 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком установлено обоснование необходимости указания спорных характеристик:
Обоснование необходимости соответствия закупаемого лекарственного препарата указанным в настоящей части аукционной документации характеристикам и показателям: |
* В соответствии с п.6, п.3 ПП РФ от 15 ноября 2017 года N 1380, указано требование к объему наполнения первичной упаковки, виду, и характеристикам первичной упаковки, с определенным содержанием действующего вещества в готовой лекарственной форме для однократного применения как для ручного введения, так и через МРТ инъектор. По пп. 1 и 2 указаны требования к первичной упаковке с указанием обоснования и эквивалентным вариантом поставки в случае отсутствия требуемых характеристик. Предназначено для ручного введения без инъектора при МР-ангиографии одной области сканирования. Согласно инструкции, необходима точная дозировка 4531,5 мг (7,5 мл) для массы тела менее 75 кг, 5 мл (3023,6 мг) для массы тела до 50 кг. При неточной дозировке, несоблюдении протокола, ошибках введения контрастного вещества МРТ-исследование станет неинформативным, а результаты недостоверными. Шприц с точной дозой наилучшим образом удовлетворяет потребность в рамках выделенного бюджета, не требует дополнительных затрат на специальные средства введения через МРТ инъектор, обеспечивает значительную экономию времени, результативность, безопасность процедуры, отвечает потребности проведения именно ручного введения гадобутрола в назначенной дозе согласно протоколу МРТ сканирования. Поскольку закупается лекарственный препарат, доза которого должна быть введена исключительно в определенном количестве, учреждение устанавливает потребность его в первичной упаковке, которая одновременно является средством дозирования для исключения ошибок и безопасного введения с надежной фиксацией в руке. Поставка в форме наполнения флакон 7,5 мл, 5 мл и отдельно средство введения одноразовый шприц по ГОСТ ISO 7886-1-2011, от 01.01.2013, не допускается, обоснование согласно п.3 пп. "г" ПП N 1380: согласно ГОСТ ISO 7886-1-2011, от 01.01.2013, ч. 9, допуск на градуированную вместимость для шприцев инъекционных однократного применения стерильных объемом Для введения гадобутрола в точных дозах используются автоматические инъекционные системы, рассчитанные на работу с одномоментным набором заявленного объема флаконов 15 мл, и использованием специального набора стерильных расходных материалов. Объемы наполнения препарата в первичной упаковке 15 мл, используются с инъекционной системой с расчетом дозы по ряду показаний (диагностика патологии ЦНС, динамические исследования и др.), в зависимости от массы тела (0,75-0,3 мл/кг в соответствии с инструкцией). В целях недопущения ограничения конкурентных предложений о поставке по пп.1 и 2 Заказчик допускает поставку в иных эквивалентных формах выпуска и объемах наполнения флаконов в требуемом извещением количестве в мл, при предложении к поставке средств введения на безвозмездной основе в соразмерном количестве (п.3 ПП N 1380), поскольку вынужден в этом случае использовать инъектор: специальный набор расходных материалов должен быть совместим с инъекционной системой для МРТ Medrad Spectris Solaris Заказчика, в количестве наборов, равном предложенному к поставке количеству первичных форм выпуска в пересчете на объем 15 мл. При предметно-количественном учете лекарственного препарата в ЛПУ идет списание одного предзаполненного шприца 7,5 мл (или флакона 7,5 мл, или флакона 15 мл, и 1 комплекта одноразовых расходных материалов к инжектору), на одно исследование, что позволяет обеспечивать необходимое запланированное количество исследований с учетом специфики введения. Требования к товару обусловлены стандартными протоколами исследований, способом введения, рациональным использованием препарата, экономической целесообразностью, требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Утилизация и закупка объемов, не рассчитанных на конкретные МРТ исследования финансово значительно более затратна для стационара, увеличивает нагрузку на персонал, связанную с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, в том числе, по пп. 157 (класс опасности Г), 190, 191. По каждой требуемой позиции зарегистрировано в установленном порядке не менее 2 производителей гадобутрола с указанными характеристиками. |
Заказчиком были даны пояснения следующего содержания:
"В описании объекта закупки установлены показатели, связанные с определением соответствия закупаемого товара и необходимые для оказания медицинской помощи в соответствии с их функциональным назначением. Заказчик, формирует потребность в технических характеристиках, опираясь на опыт использования (применения) данного товара в медицинской деятельности учреждения.
А также, описание объекта закупки составлено с учетом требований п.6, п.3.пп. "г" Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержит возможности допуска эквивалентного варианта поставки, с учетом специфики применения, специфики метода ручного введения в диагностической практике препарата Гадобутрола, и специфики ввода препарата из флаконов с помощью инъекционной системы.
В медицинском учреждении Заказчика установлена и работает модель МРТ c инъекционной системой (магнитно-резонансная томография) MEDRAD Spectris Solaris.
В отношении так называемой "эксклюзивности" расходного материала к инъекционной системе также опровергаются функционирующим рынком медицинских изделий, который не имеет ограничений предложениям о поставке любого из товаров следующих производителей, заявляющих совместимость к оборудованию заказчика, помимо указанного в запросе:
Wuxi Yushou Medical Appliances Co. Ltd. ("Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко. Лтд.", Китай, РУ NФСЗ 2009/03698 от 31.03.2023); Shenzhen Antmed Co., Ltd ("Шэньжень АнтмедКо., Лтд.", Китай, РУ N РЗН 2021/13604 от 25.07.2022 г.); Общество с ограниченной ответственностью "АСПРОК", (ООО "АСПК", Россия, РУ N РЗН 2019/8789 от 20.08.2019); UNION MEDICAL SHENZHEN СО., LTD. ("ЮНИОН МЕДИКАЛ ШЭНЬЧЖЭНЬ КО., ЛТД.", Китай, РУ РЗН 2022/18012 17.08.2022); SCW Medicath Ltd ("СЦВ Медикат Лтд", Китай, РУ N РЗН 2023/21527 от 15.11.2023.
В положение извещения о закупке, в части описания объекта закупки Заказчика содержит следующие условия:
"В целях недопущения ограничения конкурентных предложений о поставке по пп.1 и 2 Заказчик допускает поставку в иных эквивалентных формах выпуска в требуемом количестве.
В структурированном извещении, в описании объекта закупки указаны количественная потребность в миллилитрах:
Учитывая положения извещения, изложенные в описании объекта закупки:
Участник закупки может предложить к поставке лекарственный препарат по п.1 в форме выпуска предзаполненный шприц, что обосновано Заказчиком, и данному требованию отвечает препарат как минимум двоих производителей лекарственного препарата: ТН Гадобутрол, ТН Гадовист, зарегистрированные в установленном порядке, что непосредственно и указано в самих доводах в жалобе.
Приоритетная форма выпуска преднаполненных шприц в качестве потребности заказчика обоснована в извещении.
Также, чтобы не ограничивать конкуренцию, Заказчиком предусмотрено положение, допускающее поставку препарата Гадобутрол в любой форме выпуска по данной позиции. Данное предложение ухудшает потребительские свойства использования препарата Заказчиком для ручного введения, как это предусмотрено в случае преднаполненных шприцов, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает соразмерную количеству предложенных к поставке форм выпуска препарата поставку на безвозмездной основе устройств введения к инъекционной системе. Данный вариант поставки также обоснован заказчиком как альтернативный, но имеющие второстепенное значение для практического использования по следующим причинам. В данном случае ухудшение пользовательских условий заключается в том, что на процедуру будет отводиться несоизмеримо больше времени, но, при этом не страдает качество исследования в отношении точности дозирования препарата и исполнении протокола сканирования. Доводы жалобы о том, что специальное средство введения должно быть 7,5 миллилитров считаем полностью необоснованными, ввиду того, что заявитель жалобы, как поставщик лекарственного препарата, не обладает компетенциями в отношении технологий и протоколов МРТ исследований, и подменяет своим мнением потребность Заказчика.
Заказчик является пользователем специализированного высокотехнологичного оборудования для МРТ, инъекционная система может использовать только шприц стандартизированный под нее, то есть требуемый объем может быть только 65 мл, который заполняется препаратом требуемого исследованием объема из флакона ЛЮБОЙ формы выпуска, далее проводится процедура контрастирования в точной назначенной дозировке, как 7,5 мл при МР-ангиографии одной области сканирования, так и в предусмотренной протоколе режимом дозирования.
Заказчиком объективно обосновано отсутствие возможности безопасно применять обычные одноразовые шприцы, основная причина этому крайне высокая вязкость препарата, обоснование приведено в извещении.
Заказчик расширил доступ конкурентных предложений, учитывая цели применения подпунктов "а", "б" пункта 2 особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N1380 (далее - Постановление Правительства N1380) на данный момент зарегистрированы в установленном порядке:
- лекарственные препараты в кратной дозировке и двойном количестве, а также, в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
Дополнительно сообщаем о том, что в установленном порядке зарегистрированы 4 (четыре) производителя препарата Гадобутрол в дозировке 9070,80 мг в форме наполнения 15 мл, отвечающих условиям закупки по всем пунктам технического задания: ТН Гадобутрол производства ООО Джодас-Эспоим, ТН Гадовист производства ООО "Полисан", г. Санкт-Петербург, ТН Гадобускан, производства ООО "Фарма-Синтез Тюмень", ТН Гадобутрол ТЛ ООО "Р-Фарм. Таким образом, Заказчиком, в том числе, обеспечивается доступ к закупке препарата, который произведен в указанной форме на территории Российской Федерации.
Относительно приложенных разъяснений из письма ФАС России (NТН/3709/24 от 29.01.2024) указывается, что "градуировка шприца и специальный упор для введения не влияют на терапевтические свойства лекарственного препарата с МНН "Гадобутрол", требование таких характеристик приводит к необоснованному сокращению количества участников закупок, Поясняем, что данные требования Заказчиком не устанавливались, приложенное письмо в данном случае не может быть основанием рассмотрения вменяемых довоами жалобы нарушений по причине отсутствия таковых требований в извещении".
Поданное разъяснение ФАС России имеет отношение для случаев категоричного и однозначного требования наличия характеристик предзаполненнных шприцов со специальным упором и обратной градуировкой.
В жалобе ООО "МИРРА ДОМ" проигнорирован предыдущий абзац письма ФАС России, где разъясняется, что, в случае требования у препарата данных характеристик первичной упаковки, при наличии обоснования, допустимо и законно указание данных требований и характеристик первичной упаковки, согласно п.3 Постановления Правительства N1380.
Таким образом, Заказчик в случае, если по результатам закупочной процедуры не будут реализована приоритетная потребность в преднаполненных шприцах, будет рассматривать вынесение данной потребности в отдельных закупочную процедуру именно с указанием указанных характеристик, поскольку это не противоречит разъяснениям ФАС.
Процедура введения из шприца осуществляется следующим образом: высокая вязкость Гадобутрола (в 3-4 раза выше физиологического раствора) не обеспечивает безопасное введение обычным одноразовым шприцом, шприцом без специального упора, так как внутривенная инъекция в этом случае связана со значительными и чрезмерными усилиями в непосредственной близости от места введения менее 1 см от мета установки в\в катетера), отсутствует требуемая площадь упора для пальцев для надежной фиксации шприца в руке и обеспечения высокой скорости введения с требуемой дозировкой. Заказчику требуется исключение риска повреждения венозных сосудов, имеющих, в том числе, патологические изменения сосудистой стенки (особенность профиля пациентов с эндокринологической патологией), и недопустимость случайного травмирования пациента и экстравазации. Это обуславливает требования к объекту закупки, установленные Заказчиком, обоснованные спецификой применения данного диагностического средства при магнитно-резонансной томографии.
Законность требований к объекту закупки в отношении и потребительских свойств товара, а именно, формы первичной упаковки подтверждается Обзором судебной практики "28" июня 2017 года о применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, выше указанные характеристики к поставляемому лекарственным препаратам (Гадобутрол) на рынке у (не менее 2 (двух) производителей имеются и подходят по своим функциональным и техническим характеристикам под описание объекта закупки Заказчика."
Аналогичные разъяснения Извещения были даны заказчиком участнику закупки в ЕИС.
Таким образом, требования к лекарственному препарату установлены Заказчиком с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Комиссия Якутского УФАС отмечает, что зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Так, Комиссией Якутского УФАС установлено, что под требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки подходит товар не единственного производителя.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
При этом руководство по эксплуатации MEDRAD Spectris Solaris EP, а также письмо производителя "Bayer" исх. N 02-07.09/2021-BD от 07.09.2021 где содержится указание на необходимость использования дополнительного оборудования производства Bayer, носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Кроме того, по закупке N 0816500000624009830 поданы 2 (две) заявки, что опровергает довод заявителя о подаче единственной заявки и ограничении конкуренции.
Таким образом, Заказчик, соблюдая принципы достижения результатов обеспечения нужд учреждения, в целях осуществления надлежащего использования препаратов для лечения пациентов и предотвращения расхода бюджетных средств, указал характеристики в соответствие с требованиями закона, отвечающие потребностям Заказчика и не ограничивающие потенциальное число участников закупки.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно части 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Необходимость отражения тех или иных требований к товару в документации продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям Извещения, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе необоснованны.
Поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Закона о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности данного довода жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
При установленных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения, в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании Извещения об осуществлении закупки не установлены.
Жалоба ООО "Мирра Дом" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев заявки участников закупки, представленные оператором торговой площадки, в действиях комиссии уполномоченного учреждения по рассмотрению заявок нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Мирра Дом" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Гадобутрол) (извещение N 0816500000624009830) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июля 2024 г. N 014/06/49-1058/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024