Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в отсутствие:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дезосфера" (далее - ООО "Дезосфера", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОЙМЯКОНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее также - ГБУ РС (Я) "Оймяконская ЦРБ", заказчик): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу ООО "Дезосфера" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Оймяконская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0816500000624009966), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Дезосфера" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Заказчиком нарушены Правила описания объекта закупки, не указано обоснование использования дополнительных характеристик.
2. Заказчиком допущена грамматическая ошибка в Описании объекта закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
31.05.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000624009966 на поставку дезинфицирующих средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 588 688,33 рублей.
На участие в закупке подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, все заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и электронных документов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Дезосфера" необоснованной на основании следующего.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1-2, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со ст. 111.4 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки заказчика установлено, в том числе, следующее:
В закупке N 0816500000624009966 использованы позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" и 20.20.11.000-00000001 "Инсектицид", которые имеют описание и обязательны к применению.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога (п.5 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Так, в пункте 3 Приложения N 1 к извещению содержится обоснование необходимости использования других показателей, в т.ч. дополнительных характеристик к позиции КТРУ:
|
Наименование |
Обоснование применения дополнительных характеристик |
1. |
Средство дезинфицирующее |
|
|
Вид средства |
|
|
Назначение |
|
|
Назначение |
|
|
Назначение |
|
|
Назначение |
|
|
Назначение |
|
|
Состав: дидецилдимстиламмоний хлорид |
|
|
Состав: изопропиловый спирт |
|
|
Состав: функциональные добавки, смягчающие кожу |
|
|
Средство обладает бактерицидной активностью в отношении грамотрицательных(включая синегнойную палочку) и грамположительных бактерий (включая микобактерии туберкулеза) и вирулицидными свойствами (в отношении вирусов полиомиелита, гепатита В и ВИЧ). |
|
|
Пролонгированное бактерицидное действие |
|
|
Объем упаковки |
Для удобства распределения по структурным подразделениям |
|
Дозирующая помпа |
Для безопасного дозирования средства |
2. |
Средство дезинфицирующее |
|
|
Вид средства |
|
|
Назначение: |
|
|
Состав: |
|
|
Состав: |
|
|
Состав: |
|
|
Средство обладает антимикробной активностью в отношении Грамотрицательных и Грамположительных бактерий; Моющие свойства. |
|
|
Объем упаковки |
Для удобства распределения по структурным подразделениям |
Таким образом, описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с его потребностью, позволяет предложить к поставке товар, соответствующий таким потребностям, и содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения дела пояснила, что дезинфицирующее средство на основе изопропилового спирта и дидецилдиметиламмоний хлорида, отвечающими требованиям описания объекта закупки, есть у не менее, чем у 4 производителей:
- Кожный антисептик "Септолит Антисептик";
- Кожный антисептик "ПРОКЛИН антисептик";
- Кожный антисептик "АСТРАДЕЗ-ОП";
- Кожный антисептик "Бриллиантовые руки 2";
Комиссия Якутского УФАС отмечает, что зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, по закупке подано 4 (четыре) заявки, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.
Необходимость отражения тех или иных требований к товару в документации продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Закона о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности данного довода жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
При установленных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения, в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании Извещения об осуществлении закупки не установлены.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчиком допущена ошибка в наименовании действующего вещества. Так, Заказчик указывает "дидецилдимстиламмоний хлорид", в то время как наименование действующего вещества "дидецилдиметиламмония хлорид".
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика подтвердила наличие грамматической ошибки в наименовании действующего вещества.
Таким образом, заказчик нарушил положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ООО "Дезосфера" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Дезосфера" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Оймяконская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0816500000624009966) частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "Оймяконская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0816500000624009966) нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июля 2024 г. N 014/06/49-1062/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024