Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Институт сибирского здоровья" (далее - ООО "Институт сибирского здоровья", заинтересованное лицо, исполнитель, поставщик): (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС (Я)" об участнике закупки, ООО "Институт сибирского здоровья" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)" (изв. N 0816500000623023873), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС (Я)" об участнике закупки, ООО "Институт сибирского здоровья" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)".
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 21.12.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623023873 на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)";
2) Способ определения поставщика - Запрос котировок в электронной форме;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 356 782,72 рублей;
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2023 заявка, поданная ООО "Институт сибирского здоровья" признана соответствующей требованиям извещения и победителем.
5) 11.01.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N 0816500000623023873 на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)" (реестровый номер контракта 2143513846124000009).
6) 20.06.2024 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
7) 02.07.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Институт сибирского здоровья" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
11.01.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N 0816500000623023873 на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)" (реестровый номер контракта 2143513846124000009) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет Контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку стационарных поручней с их монтажом в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкологический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)" (код ОКПД2 (КТРУ) -) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Оборудование (далее - Услуги), а Получатель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять, а Заказчик оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
_"
Согласно разделу 2 "Цена Контракта", контракта установлено следующее:
"_
2.2. Цена Контракта составляет: 303 800 (триста три тысячи восемьсот) рублей 00 копеек, (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (применение упрощенной системы налогообложения).
_"
Согласно разделу 5 "Порядок поставки Оборудования и документация", контракта установлено следующее:
"5.1. Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, срок в течение 30 календарных дней с момента подписания контракта.
_"
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 12 "Срок исполнения Контракта, изменение и расторжение Контракта", государственного контракта предусмотрен следующий порядок:
"12.1. Контракт вступает в силу с даты заключения Контракта и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
12.2. Все изменения Контракта должны быть совершены в письменном виде и оформлены дополнительными соглашениями к Контракту.
12.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
12.5. В случае если Заказчиком проведена экспертиза поставленного Оборудования и оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Оборудования в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
12.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки, требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
12.7. Существенные условия Контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
20.06.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 20.06.2024 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 20.06.2024 г.
Согласно сведениям, из ЕИС 20.06.2024 г. Поставщиком получено решение об одностороннем отказе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 02.07.2024 г. контракт расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
11.01.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N 0816500000623023873 на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)".
21.02.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо N 43 с предложением о замене товара на товар с улучшенными характеристиками в связи с ограничением на рынке ассортимента сертифицированного товара с обязательным наличием регистрационного удостоверения. Заинтересованное лицо к письму также направило Приложение N 1 с характеристиками планируемого к поставке товара.
03.04.2024 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 523/02-07/1982 о нижеследующем:
"Поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, срок в течение 30 календарных дней с момента подписания контракта (п.5.1 Контракта), т.е. до 09.02.2024. Однако в нарушение контрактных обязательств поставщиком не осуществлена поставка оборудования в полном объеме по настоящее время, количество дней просрочки составило - 54 дня. Направленный 20.02.2024 поставщиком товар в количестве 8 мест не соответствует техническим характеристикам по условиям контракта. Письмом N 43 от 21.02.2024 поставщик предложил замену оборудования на товар с улучшающими характеристиками, в связи с ограничением на рынке ассортимента сертифицированного товара с обязательным наличием регистрационного удостоверения. Письмом N 70 от 21.02.2024 поставщик предложил рассмотреть возможность заключения обоюдного соглашения по расторжению контракта. Между тем, при анализе технических характеристик, предложенное поставщиком оборудование не соответствует техническим характеристикам и не обладает улучшенными характеристиками в соответствии с приложением N 2 к Контракту. Также об уплате неустойки (пени)".
05.04.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо N 104 на письмо заказчика от 03.04.2024 г. N 523/02-07/1982 о том, что в рамках обязательств по контракту поставщик поставил товар на объект заказчику с регистрационным удостоверением (далее - РУ) N ФСР 2009/06106, но в связи с выявленным расхождением при приемке в части материала изготовления поставщиком были предприняты все возможные мероприятия по оперативной замене товара. В ходе поиска и подбора товара по техническим характеристикам (Далее-ТХ), прописанным в контракте, было установлено, что максимально приближенной моделью является товар с РУ N РЗН 2021/13967 ТХ, которого обозначены в письме исх. N 43 от 21.02.2024 г. Однако, ряд ТХ товара, предложенного на замену, превышал диапазон требований, обозначенных в ООЗ ЭА, поставщик продолжил поиск и подбор качественного товара для выполнения обязательств по контракту. На сегодняшний день выявлено, что товар с обозначенными характеристиками в ООЗ ЭА, либо не сертифицирован (не имеет РУ), либо не подходит по тем или иным ТХ, обозначенным в контексте контракта. Данный факт подтверждается выбором всех зарегистрированных товаров, подходящих по КТРУ 32.50.22.129-00000009 - Стационарный поручень (Приложение N 1 к настоящему письму) имеющих РУ. Перечень характеристик Товара по классификатору представлен в сравнительной таблице (Приложение N 2 к настоящему письму). Поставщик просит рассмотреть возможность предоставлении информации по модели и марке товара, который возможен к поставке заказчику, либо рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения по расторжению контракта по обоюдному согласию сторон.
10.04.2024 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта N 523/02-11/2133 от 10.04.2024.
10.04.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено ходатайство об отзыве одностороннего отказа с последующей поставкой N 104 на письмо от 10.04.2024 г. N 523/02-11/2133 о следующем: "в рамках обязательств по контракту поставщик поставил товар на объект заказчику с регистрационным удостоверением N ФСР 2009/06106, но в связи с выявленным расхождением при приемке в части материала изготовления поставщиком были предприняты все возможные мероприятия по оперативной замене товара. В ходе поиска и подбора товара по техническим характеристикам, прописанным в контракте, было установлено, что максимально приближенной моделью является товар с РУ N РЗН 2021/13967 ТХ, которого обозначены в письме исх. N 43 от 21.02.2024 г. Однако, ряд ТХ товара, предложенного на замену, не смотря на положительное соглашение врачей превышал диапазон требований, обозначенных в ООЗ ЭА, поставщик продолжил поиск и подбор качественного товара для выполнения обязательств по контракту. Письмом от 05.04.2024 N 104 поставщиком обозначены причины отсутствия возможности поставки товара и предприняты все возможные мероприятия. Поставщик не отказывается от исполнения обязательств по Контракту и просит сообщить модель из представленного перечня на выбор (исполнитель с письмом также направил Приложение N 1 с перечнем товаров), либо сориентировать по моделям, которые были взяты за основу при формировании НМЦ контракта для обеспечения объекта необходимым товаром. В свою очередь поставщик оперативно поставит выбранную заказчиком модель товара и установит в максимально кратчайшие сроки. Учитывая важность реализуемого проекта, намерение поставщика выполнить свои обязательства по контракту и учитывая изложенное выше просим отозвать решение об одностороннем отказе и рассмотреть возможность предоставлении информации по модели и марке товара, который возможен к поставке заказчику, либо рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения по расторжению Контракта по обоюдному согласию сторон".
17.04.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо об отзыве одностороннего отказа N 114 в связи с тем, что в рамках обязательств по контракту поставщик просит рассмотреть возможность замены товара по контракту на товар (РУ РЗН 2021-13967 от 08.04.2021 г.) с улучшенными характеристиками.
19.04.2024 г. заказчиком размещено извещение об отмене решения об одностороннем отказе N 523/02-11/2133 от 19.04.2024.
17.05.2024 г. заинтересованным лицом получен ответ на запрос по срокам поставки товара исх. N 153-24 от 13.05.2024 г. от ООО "Перспектива" N 001-014 о том, что ООО "Перспектива" не имеет возможности поставить товар, в связи с тем, что у поставщика произошла пересортица. Ближайшая поставка необходимого заинтересованному лицу товара ожидается не ранее августа 2024 г. На основании вышеизложенного, ООО "Перспектива" предлагает заинтересованному лицу расторгнуть договор, заключенный посредством оплаты заинтересованным лицом счета N 94 от 19.04.2024 г. платежным поручением N 317 от 19.04.2024 г. (Заинтересованным лицом Комиссии Якутского УФАС России представлены платежное поручение N 317 от 19.04.2024, счет на оплату N 94 от 19.04.2024 г.).
23.05.2024 г. заинтересованным лицом заказчику направлено письмо о сроках поставки товара согласно контракту N 171. Согласно которому заинтересованное лицо сообщает о том, поставка товара будет произведена в августе 2024 года на основании официальной информации, полученной от дистрибьютора/завода изготовителя.
20.06.2024 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
02.07.2024 г. контракт расторгнут.
Из письменных и устных пояснений заинтересованного лица следует, что 10.04.2024 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с несоответствием характеристик поставленного товара техническим характеристикам, отраженным в приложении N 2 к Контракту. Письмом от 10.04.2024 г. N 104, от 17.04.2024 N 114 исполнитель просил заказчика отозвать решение об одностороннем отказе и рассмотреть возможность предоставлении информации по модели и марке товара, который возможен к поставке заказчику, в целях исполнения обязательств поставщика по контракту, либо рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения по расторжению контракта по обоюдному согласию сторон. 19.04.2024 г. Заказчиком принято решение N 523/02-11/2353 об отмене не вступившего в силу решения N 523/02-11 /2133 от 10.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта. Между сторонами заключено дополнительное соглашение о поставке товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в государственном контракте N0816500000623023873 от 11.01.2024 г. В этот день поставщик оплатил и заказал поручни, согласованные с заказчиком. В соответствии со счетом N 94 от 19.04.2024 ООО "Перспектива", что подтверждается платежным поручение N 317 от 19.04.2024 согласно условиям, срок отгрузки составляет 3-5 дней. Вместе с тем, на 13.05.2024 года поставка не состоялась. Поставщик 13.05.2024 письмом N 153-24 обратился в ООО "Перспектива" с запросом сроков поставки поручней, на что получен ответ от 17.05.2024 N 001-014 о том, что ближайшая поставка состоится в августе 2024, в связи с пересортицей у поставщика ООО "Перспектива". Данная информация о сроках была ретранслирована в адрес Заказчика письмом от 23.05.2024 N 171. Указанные сроки не устроили Заказчика, и 20.06.2024 года Заказчиком было принято решение N 523/02-11/3525 об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 11 января 2024 года N 0816500000623023873.
Заинтересованным лицом Комиссии Якутского УФАС России представлено дополнительное соглашение к государственному контракту N 0816500000623023873 от 11.01.2024 г. в формате "Word".
Заинтересованным лицом Комиссии в подтверждение своей добросовестности также представлен реестр контрактов, исполненных и находящихся на исполнении за 2024 г.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС следует, что исполнителем размещены документы о приемке от 02.02.2024 г. Заказчиком в приемке отказано.
При этом, согласно пункту 7.12 государственного контракта следует, что в течение 20 рабочих дней со дня поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 7.10 Контракта Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с пунктом 7.11 Контракта) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом срок, указанный в настоящем пункте, не может превышать двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 7.10 Контракта.
Между тем, согласно сведениям, представленным в ЕИС заказчиком в нарушение подпункта б пункта 7.12 государственного контракта мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа в ЕИС не размещен.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, учитывая, что поставщиком предпринимались меры и совершались действия, направленные на исполнение Контракта, а также, что поставщик не уклонялся от своих обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае достаточных оснований для включения сведений об ООО "Институт сибирского здоровья" в реестр недобросовестных поставщиков.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ООО "Институт сибирского здоровья" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС (Я)" об участнике закупки, ООО "Институт сибирского здоровья" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку стационарных поручней в целях оснащения объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)" (изв. N 0816500000623023873) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 июля 2024 г. N 014/06/104-1085/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024