Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС) в составе: Председатель - П.В. Балобанов - руководитель управления комиссии: Еврейского УФАС России; Члены комиссии:
- С.Н. Свирид - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России;
- А.С. Литвинова - ведущий специалист-эксперт Еврейского УФАС России; Заседание проведено:
- в отсутствие представителей ИП Жук Н.П. (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 01.07.2024 N ПБ/831/24);
- при участии представителей ОГБУЗ "Смидовичская районная больница" - Ковалева Р.К. (копия доверенности от 01.07.2024 N 1617);
- при участии представителей ОГКУ "Центр государственных закупок ЕАО" - Сысоева Н.А., Гараевой В.Г. (доверенности N 860/24 от 11.06.2024 и N 437/24 от 02.04.2024). рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Жук Натальи Петровны (вход. от 28.06.2024 N 1873/24), на действия государственного заказчика ОГБУЗ "Смидовичская районная больница" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20 Plus" (извещение от 22.05.2024 N 0878500000224000632), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Жук Натальи Петровны (далее - Заявитель) (вход. от 28.06.2024 N 1873/24) на действия государственного заказчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смидовичская районная больница" (далее - Заказчик), о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20 Plus" (извещение от 22.05.2024 N 0878500000224000632).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявителя указано, что Заказчиком установлены избыточные требования, влекущие ограничение количества участников закупки. В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика поступило возражение на жалобу Заявителя (вход. N 1634-ЭП/24 от 10.06.2024 в котором Заказчик не согласен с доводами жалобыю На заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель ОГБУЗ "Смидовичская районная больница" доводы, изложенные в возражении поддержал в 2024-1018 2 полном объеме. Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав представителей сторон руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 2.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе. 22 мая 2024 года в ЕИС по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "ЕЭТП" по адресу: http://roseltorg.ru ОГКУ "Центр государственных закупок ЕАО" размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0878500000224000632 и электронные документы. В извещении о проведении электронного аукциона N 0878500000224000632 указана следующая информация, в том числе:
- наименование объекта закупки: Поставка реагентов для гематологического 2024-1018 3 анализатора MicroCC-20 Plus;
- начальная (максимальная) цена контракта: 402 120,56 руб.;
- ИКЗ: 242790300203379030100100630012120244;
- дата и время окончания срока подачи заявок: 28.06.2024;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 02.07.2024; По доводам, изложенным в жалобе Заявителя, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее: Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 2024-1018 4 Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
Согласно п. 4, 5 и 6 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. п. а) п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, 2024-1018 5 заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Заказчиком в п/п 1.5, 2.5, 3.5, 4.5 Описания объекта закупки в качестве обоснования указано: "Химический состав соответствует наборам гематологических реагентов, на которых должен работать автоматический гематологический анализатор модели MicroCC-20Plus в соответствии с инструкцией на реагенты, инструкцией на анализатор, а также письмом от производителя. Например, в инструкции на реагенты прописано следующее: "Производитель валидировал использование набора со следующим медицинским изделием: Анализатор гематологический модель MicroCC-20Plus, производитель High Technology Inc. USA (Хай Текнолоджи Инк., США), РУ N ФСЗ 2010/07756 от 09.11.2017".
То есть именно на реагентах с данным составом производитель провел валидацию и доказал, что все требования и критерии качества и безопасности - удовлетворены. Иной состав реагентов не тестировался на данной модели анализатора, их бесперебойная работа не подтверждена производителем".
Согласно ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" об основах охраны здоровья производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В соответствии с п. 2.4 Инструкции пользователя автоматического гематологического анализатора MicroCC-20Plus, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора в сети интернет: https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch/download=72780&id=42806&table name=med products на странице 67 указано следующее: "...Для работы прибора необходимы реагент для разведения, лизирующий раствор, растворы для промывания и очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ из обслуживания анализатора. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов используйте реагенты, которые рекомендованы фирмой-производителем..." На заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что использование реагентов с химическим составом отличным от заявленного производителем влечет сокращение срока эксплуатации анализатора. В подтверждении своих доводов Заказчиком представлено письмо учреждения осуществляющего техническое обслуживание медицинских изделий от 03.06.2024 N 038-24.
Комиссия Еврейского УФАС России отмечает следующее: По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых 2024-1018 6 характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов. Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.
Таким образом, товары, соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании электронного аукциона направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению, являются значимыми для Заказчика и направлены на соблюдение принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу ИП Жук Натальи Петровны, на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика - ОГБУЗ "Смидовичская районная больница" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20 Plus" (извещение от 22.05.2024 N 0878500000224000632), признать необоснованной. 2024-1018 7 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области. Председатель комиссии П.В. Балобанов Члены комиссии: С.Н. Свирид А.С. Литвинова 2024-1018 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 9 июля 2024 г. N 079/06/106-25/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024