Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - АМО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области":
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8136-ИП/24 от 30.06.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Благоустройство гражданского кладбища в г. п. им. Морозова".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 17.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 268 180,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к открытому конкурсу в электронной форме, нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что Порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в рамках детализирующего показателя оценки "Качественная характеристика объекта закупки N1 (качество выполнения работ по восстановлению благоустройства предусмотрены следующие положения:
"Шкала оценки:
100 баллов - начисляется заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки;
0 баллов - начисляется заявке в случае отсутствия характеристики объекта закупки.
При разработке оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Заказчика, Заказчиком установлен критерий оценки "Характеристики объекта закупки", в котором применен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки". В рамках показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" Заказчиком применен детализирующий показатель оценки "Качество работ". В рамках детализирующего показателя "Качество работ" оценивается наличие характеристики объекта закупки, а именно, предложения участника электронного конкурса, соответствующее требованиям, изложенным в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе, или отсутствие характеристики объекта закупки, а именно, предложения участника электронного конкурса, соответствующее требованиям, изложенным в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе. В рамках представляемого участником закупки качества работ, выраженное в описании порядка выполнения работы, являющемся объектом закупки устанавливается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса, требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе, а именно наличие описания по каждой стадии*(1) выполнения работ. Наличие характеристики объекта закупки, а именно, предложения участника закупки представляет собой предложение участника закупки, выраженное в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) по каждой стадии выполняемых работ (оказываемых услуг), которые в свою очередь включают свойства*(2) качества работ, исключением является свойство "организация выполнения работ (оказания услуг). Участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов. Под свойством "Организация выполнения работ (оказания услуг)" понимается предоставление перечня документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ, указание формата файлов, в котором будут предоставлены документы, входящие в комплект отчетной документации, предоставление информации о привлечении/не привлечении к выполнению работ (оказания услуг) сторонних организаций (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые им, предоставление информации о гарантийном сроке на выполненные работы (оказанные услуги), такое свойство указывается один раз для всего описания порядка выполнения работы (оказания услуг), являющемся объектом закупки. При описании участником закупки перечня документов, входящих в комплект отчетной документации, предоставляемый по итогам выполнения работ (оказания услуг) необходимо учитывать в том числе документы, содержащие сведения о результатах деятельности подрядчика за определенный период времени, а именно за период исполнения контракта. Под свойством "Нормативная правовая база" понимается основные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в области вида работ, соответствующего объекта закупки, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативная правовая база, в соответствии с которой участник закупки будет выполнять работы. Основным нормативным правовым актом является, акт имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также акты, установленные в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе. Под свойством "Привлекаемые специалисты при выполнении работ" понимаются специалисты, привлекаемые участником закупки в ходе исполнения контракта. В рамках свойства "Привлекаемые специалисты при выполнении работ", участнику закупки необходимо указать следующую информацию: должность, функции специалиста, привлекаемого в ходе исполнения контракта, перечень обязанностей по охране труда, которые будут исполняться в рамках выполнения работ, наличие/отсутствие повышения квалификации. Под свойством "Контроль качества выполненных работ" понимается комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполненных работ, в том числе соответствие требованиям, изложенным в документации об открытом конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации об открытом конкурсе. В рамках свойства "Контроль качества выполненных работ" участник закупки указывает должность, а также документ, в рамках которого лицо будет уполномочено и назначено на выполнение соответствующего вида контроля, лица (группу лиц) для выполнения соответствующего вида контроля, которое будет осуществлять комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполняемых работ (оказываемых услуг) требованиям, а также перечень контрольных мероприятий, проводимых уполномоченным на выполнение соответствующего вида контроля лицо (группу лиц), которое будет осуществлять комплекс мер, нацеленных на соблюдение тех норм и стандартов, которые являются необходимыми для соответствия результата выполненных работ (оказанных услуг). Под свойством "Используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства" понимается оборудование и/или инвентарь и/или средства используемое в рамках выполнения работ (оказываемых услуг). В части указания участником закупки гарантийного срока, участнику закупки необходимо указать начало и окончание гарантийного срока. Непредставление участником закупки "Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)" с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых всех стадий по всем свойствам выполнения работ трактуется как "Отсутствие описания порядка выполнения работ (оказания услуг)". Описание порядка выполнения работ (оказания услуг), признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание в отношении всех стадий, а также в отношении всех оцениваемых свойств по каждой стадии, и такое описание в отношении оцениваемых стадий и свойств соответствует требованиям, изложенным в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе. Предоставление участником закупки "Описания порядка выполнения работ (оказания услуг)" с частичным описанием в отношении оцениваемых свойств по всем стадиям выполняемых работ (оказываемых услуг) трактуется как "Не представлено описание порядка выполнения работ (оказания услуг)". Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении соответствующей стадии, должно быть представлено в виде индивидуального последовательного описания такой стадии. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждого оцениваемого свойства, должно содержать наименование соответствующего свойства. Описание порядка выполнения работ (оказания услуг) в отношении каждой оцениваемой стадии, должно содержать наименование соответствующей стадии. К оценке не принимается описание порядка выполнения работ (оказания услуг), описанное с нарушением требований, изложенным в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе, а также законодательства Российской Федерации, а именно: Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В случае, если участником конкурса в описании порядка выполнения работ (оказания услуг) указывается, что выполнение работ (оказание услуг) будет производиться в соответствии со всеми требованиями и/или нормативными документами, указанными в извещении о проведении конкурса и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполняемых работ в отношении оцениваемых стадий и свойств и/или участником конкурса в описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении оцениваемых стадий и свойств, будет указано, что описание выполняемых работ (оказываемых услуг) будет соответствовать требованиям, указанными в извещении о проведении конкурса, без представленного Участником описания порядка выполнения работ (оказания услуг) (или аналогичные указания без представленного описания порядка выполнения работ (оказания услуг), соответствующего требованиям, изложенным в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе), то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса".
Доводы Заявителя о том, что Заказчиком установлена шкала оценки для показателя "Качественные характеристики объекта закупки" в нарушение требований законодательства о контрактной системе, не нашли своего подтверждения, поскольку анализ положений Постановления Правительства N 2604 и положений порядка оценки в отношении показателя "качественные характеристики объекта закупки" показал, что шкала оценки установлена в соответствии с п. 23 Положения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Бухарева Е.Е. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Под стадиями выполняемых работ (оказываемых услуг) подразумеваются работы, установленные в разделах локального сметного расчета, который является неотъемлемой частью извещения о проведении конкурса. Участник закупки приводит наименование стадии и описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, изложенными в извещении об электронном конкурсе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения об электронном конкурсе, описывая каким образом, будут организованы работы (услуги), указанные в извещении о проведении конкурса.
*(2) В рамках представляемого участником закупки качества работ, выраженное в описании порядка выполнения работы, являющемся объектом закупки, участник закупки предоставляет описание в отношении следующих свойств: нормативная правовая база, используемая при выполнении работ (оказании услуг), контроль качества выполняемых работ (оказываемых услуг), привлекаемые специалисты при выполнении работ (оказании услуг), используемое оборудование и/или инвентарь и/или средства при выполнении работ (оказании услуг), организация выполнения работ (оказания услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 июля 2024 г. N 047/06/42-1897/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024