Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Дунакаев Азнаур Эльдарович, заместитель руководителя Чукотского УФАС России;
Члены Комиссии: Кравец Алина Александровна, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России, Папакица Константин Вячеславович, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России, рассмотрев обращение Государственного казенного учреждения "Чукотский окружной комплексный центр социального обслуживания населения", ИНН / КПП: 8709008935 / 870901001 (Далее - Заказчик, ГКУ "ЧОКЦСОН") в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТУГУЗ", ИНН / КПП: 8700001212 / 870001001 (Далее - Подрядчик, ООО "ТУГУЗ") в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта, в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в присутствии представителя Заказчика в лице Аржановой Светланы Анатольевны по доверенности N 01-06/920 от 03.07.2024, в присутствии представителя Подрядчика в лице Шишкина Алексея Владимировича, по доверенности N 1-24 от 04.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Чукотского УФАС России 28.06.2024 года поступило обращение от Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Подрядчика, в связи с уклонением победителя закупки от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "На проведение ремонтных работ в Административном помещении ГКУ 2 "ЧОКЦСОН"", ИКЗ N 242870900893587090100100160660000244, извещение N 0388200000124000009 (далее - Запрос котировок). Обращение было подано в Чукотское УФАС России, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), принято к рассмотрению и назначена внеплановая проверка Приказом N 40/24 от 28.06.2024 г. Из представленных материалов и информации следует, что Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0388200000124000009 размещено в ЕИС - 23.05.2024 13:25 (МСК+9).
Начальная (максимальная) цена контракта - 213 532,81 руб. (двести тринадцать тысяч пятьсот тридцать два рубля 81 копейка).
Дата и время срока подачи заявок - с 23.05.2024 13:26 (МСК+9) по 30.05.2024 10:00 (МСК+9). 30.05.2024 23:15 (МСК+9) - Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2024 NИЗК1" для закупки N0388200000124000009.
Согласно Протокола подведения итогов, всего подано 2 (две) заявки на участие в Запросе котировок с идентификационными номерами: "236" и предложением цены 203 532,81 руб. (понижение 4,68%), "224" и предложением цены 210 000,00 руб. (понижение 1,65%).
Обе заявки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) запроса котировок по закупке "На проведение ремонтных работ в Административном помещении ЕКУ "ЧОКЦСОН"" был признан участник с идентификационным номером "236" предложивший наиболее выгодные условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 10.06.2024 11:15 (МСК+9) - Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.06.2024 NППУ20 1" для закупки N0388200000124000009.
Заказчиком, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, реализована обязанность по направлению в контрольный орган в сфере закупок информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о Победителе. 18.06.2024 Чукотским УФАС России было рассмотрено дело о включении участника закупки с идентификационным номером "236" в реестр недобросовестных поставщиков. По результатам данного рассмотрения победителем Запроса котировок стал второй участник с идентификационным номером "224". 3 28.06.2024 09:18 (МСК+9) - в ЕИС был размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.06.2024 NППУ20 2" для закупки N0388200000124000009.
Заказчиком, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, была реализована обязанность по направлению в контрольный орган в сфере закупок информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о втором участнике Запроса котировок. 03.07.2024 ООО "ТУГУЗ" представил в Чукотское УФАС России пояснения (исх. N 20 от 07.07.2024, вх. N 1515/24 от 03.07.2024), в которых указал свои возражения, согласно которым Общество не признает себя уклонившемся от заключения контракта. В рамках проведения Запроса котировок, ООО "ТУГУЗ" заняло второе место и перестало отслеживать ситуацию по данной закупке. В то же время, продолжая участвовать в других закупках, специалист организации увидел информацию, что по данной закупке произошли изменения, т.к. победитель уклонился от заключения контракта, и проект контракта будет направлен в адрес второго участника. Регламентированный срок направления контракта участнику был установлен на дату 13.06.2024, а фактически был направлен только 19.06.2024.
Специалист ООО "ТУГУЗ" отслеживал направление проекта контракта в свой адрес, но по истечению двухдневного срока с момента установленной даты прекратил отслеживание, расценивая это как факт отсутствия заинтересованности со стороны Заказчика в заключении контракта на проведение ремонтных работ согласно условиям закупки. В ходе рассмотрения, представитель со стороны Заказчика подтвердил нарушение сроков направления проекта контракта в адрес второго участника закупки по причине личного упущения и недочета. Комиссия Чукотского УФАС России, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключения контракта на основании вышеизложенного (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Часть 1 статьи 401 гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо признается не виновным, если при такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта. 4 Согласно части 17.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. Подпунктом "б" пункта 1 части 17.2. статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что контракт в случае, предусмотренном частью 17.1 настоящей статьи, заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт и при этом, в случае, если участник закупки разместил на электронной площадке отказ от заключения контракта в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона либо если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, заказчик вправе заключить в порядке, установленном пунктами 1 и 2 части 2, частями 3 - 5 статьи 51 настоящего Федерального закона, контракт с участником закупки, заявке на участие в закупке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, второй участник закупки вправе отказаться от заключения контракта. Статьей 51 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта согласно которому, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51). Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и 5 размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 51). Со стороны Заказчика был нарушен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры, установленный частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Данное нарушение влечет к составу административного правонарушения статьи 7.32 КоАП РФ. При имеющихся обстоятельствах, у Комиссии Чукотского УФАС России, не имеется объективных оснований для признания второго участника Запроса котировок умышленно уклонившимся от заключения контракта. Доказательств, оспаривающих данное обстоятельство, в материалы дела представлено не было.
На основании изложенного, Комиссия Чукотского УФАС России пришла к выводу, что недобросовестное поведение ООО "ТУГУЗ" не доказаны.
Согласно Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупок уклонившимся от заключения контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. В действиях ООО "ТУГУЗ" антимонопольным органом не был выявлен факт наличия реального намерения уклониться от заключения контракта. Второй участник закупки имеет право отказаться от заключения контракта в рамках Закона о контрактной сситеме. Учитывая изложенное, установив доказательства, подтверждающие добросовестное поведение Победителя и его незлонамеренное уклонение от заключения контракта, информация о Победителе не подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, 6
РЕШИЛА:
1. Сведения, поступившие от Государственного казенного учреждения "Чукотский окружной комплексный центр социального обслуживания населения", ИНН / КПП: 8709008935 / 870901001 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТУГУЗ", ИНН / КПП: 8700001212 / 870001001, не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чукотского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Государственного казенного учреждения "Чукотский окружной комплексный центр социального обслуживания населения" по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ. Председатель Комиссии: А.Э. Дунакаев Члены Комиссии: А.А. Кравец К.В. Папакица Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 4 июля 2024 г. N 087/10/104-135/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024