Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок, рассмотрев обращение, направленное ФАС России (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "ЭйТи Консалтинг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "ЭйТи Консалтинг" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В ходе рассмотрения Обращения 09.07.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.07.2024.
Заказчиком 27.04.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию государственной информационной системы "Антикартель" (1-я очередь) (номер извещения в ЕИС - 0173100012024000005) (далее - Конкурс, Извещение).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 240 877 719,27 руб.
По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "ЭйТи Консалтинг" заключен государственный контракт от 28.05.2024 N 24-15/1К, цена которого составила 240 877 719,27 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта ООО "ЭйТи Консалтинг" обязуется выполнить работы по созданию государственной информационной системы "Антикартель" (ГИС "Антикартель") Федеральной антимонопольной службы (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Работы выполняются ООО "ЭйТи Консалтинг" в полном соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 1.4 Контракта установлено, что срок выполнения Работ по Контракту исчисляется с даты заключения Контракта до 18.12.2024.
В силу подпункта "а" пункта 3.2 Контракта ООО "ЭйТи Консалтинг" обязано выполнить Работы в соответствии с Техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок.
Согласно пункту 4.4 Контракта проведение приемки выполненных Работ осуществляется Заказчиком в течение 20 рабочих дней с даты поступления документа о приемке.
В соответствии с пунктом 4.11 Контракта в случае, если выяснится, что выполненные Работы не соответствуют характеристикам Технического задания, частного технического задания и технического проектирования или выполненные Работы при их приемке не отвечают техническим требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, условиям Контракта, Заказчик действует в соответствии с пунктом 4.4 Контракта, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Техническим заданием предусмотрены следующие этапы исполнения Контракта:
- 1 этап: обследование процессов и процедур, разработка частного технического задания на создание системы (далее - ЧТЗ). Срок выполнения - с даты заключения контракта до 14.06.2024;
- 2 этап: разработка документации, разработка программного обеспечения. Срок выполнения - с 03.06.2024 до 14.10.2024;
- 3 этап: проведение испытаний. Срок выполнения - с 01.10.2024 до 18.12.2024;
- 4 этап: создание системы защиты информации, мероприятия по аттестации. Срок выполнения - с даты заключения Контракта до 18.12.2024.
В соответствии с Техническим заданием результатом выполнения 1 этапа Работ являются отчет об обследовании процессов и процедур (далее - Отчет) и ЧТЗ.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 6.2.2 Контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в случае существенного нарушения ООО "ЭйТи Консалтинг" требований к качеству выполненных Работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 24.06.2024 N 15/54895/24 (далее - Решение) в связи с непредставлением ООО "ЭйТи Консалтинг" доработанных результатов выполнения Работ по 1 этапу Контракта в установленные сроки.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение сформировано и размещено Заказчиком в ЕИС 24.06.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления ООО "ЭйТи Консалтинг" о принятом Заказчиком Решении является 24.06.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Заказчика сообщили, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "ЭйТи Консалтинг" о принятом Решении нарушения условий Контракта не устранены. Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 05.07.2024.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено Обращение в адрес
ФАС России 05.07.2024.
На заседании Комиссии представители ООО "ЭйТи Консалтинг" сообщили, что ООО "ЭйТи Консалтинг" письмами от 28.05.2024 N 1263/24-АТ, от 29.05.2024 N 1275/24-АТ, от 29.05.2024 N 1278/24-АТ запрошены у Заказчика исходные материалы и информация, необходимые для выполнения Работ. Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что доступ к ознакомлению с вышеупомянутыми материалами и информацией предоставлен Заказчиком 10.06.2024.
Комиссией установлено, что ООО "ЭйТи Консалтинг" письмом от 13.06.2024 N 1397/24-АТ направило в адрес Заказчика результаты Работ по 1 этапу, включающие в себя Отчет и ЧТЗ.
По результатам заседания приемочной комиссии Заказчика, проводившегося в целях рассмотрения результатов выполненных работ по 1 этапу Контракта, составлен протокол об отказе в приемке результатов выполненных работ от 17.06.2024 N 1 (далее - Протокол N 1).
Согласно Протоколу N 1 приемочной комиссией Заказчика признан факт ненадлежащего исполнения ООО "ЭйТи Консалтинг" 1 этапа Контракта ввиду выявления недостатков в представленной документации. Вместе с тем в соответствии с пунктом 6.2 Протокола N 1 ООО "ЭйТи Консалтинг" предписано устранить перечень из 37 замечаний в течение 3 рабочих дней с момента утверждения Протокола N 1, то есть в срок до 20.06.2024 включительно.
Представители ООО "ЭйТи Консалтинг" на заседании Комиссии пояснили, что поскольку мотивированный отказ от подписания документа о приемке с приложением Протокола N 1 направлен Заказчиком посредством ЕИС 18.06.2024, указанный протокол получен ООО "ЭйТи Консалтинг" 19.06.2024, вследствие чего исправление недостатков результатов выполнения Работ по 1 этапу Контракта в регламентированный срок не представлялось возможным.
Протоколом заседания комиссии по приемке результатов выполненных работ от 24.06.2024 N 2, составленным приемочной комиссией Заказчика, установлен факт непредставления ООО "ЭйТи Консалтинг" доработанных результатов выполнения Работ по 1 этапу Контракта. Кроме того, приемочной комиссией Заказчика принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 6.2 Контракта.
При этом на заседании Комиссии представители ООО "ЭйТи Консалтинг" сообщили, что доработанные результаты Работ с учетом предъявленных Заказчиком замечаний направлены ООО "ЭйТи Консалтинг" в адрес Заказчика письмом от 27.06.2024 N 1540/24-АТ. Вместе с тем указанным письмом ООО "ЭйТи Консалтинг" просило об отмене принятого Заказчиком Решения, о приемке результатов выполненных Работ по 1 этапу Контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что 03.07.2024 состоялось заседание приемочной комиссии Заказчика для рассмотрения представленных ООО "ЭйТи Консалтинг" доработанных документов. Из содержания протокола заседания комиссии по приемке результатов выполненных работ от 03.07.2024 N 3 следует, что в результате проведения внутренней экспертизы Заказчиком зафиксировано неустранение ООО "ЭйТи Консалтинг" в полной мере замечаний, содержащихся в приложении N 2 к Протоколу N 1. Так, по мнению Заказчика, ООО "ЭйТи Консалтинг" устранены 7 замечаний, 9 замечаний учтены частично, 21 замечание не исправлено. Учитывая изложенное, приемочной комиссией Заказчика принято решение об отказе в приемке 1 этапа Контракта и об оставлении Решения без изменения.
Между тем на заседании Комиссии представители ООО "ЭйТи Консалтинг" сообщили, что выявленные Заказчиком недостатки результатов выполненных Работ по 1 этапу Контракта не являются существенными и не могут препятствовать их приемке, поскольку несоответствия результатов выполненных Работ по 1 этапу Контракта требованиям Технического задания устранены ООО "ЭйТи Консалтинг". При этом результаты Работ являются пригодными для соответствующего использования и применения в целях выполнения последующих этапов Работ по Контракту.
Кроме того, согласно пояснениям представителей ООО "ЭйТи Консалтинг" замечания, предъявленные Заказчиком в приложении N 2 к Протоколу N 1 не носят однозначно определенный характер, ввиду чего у ООО "ЭйТи Консалтинг" отсутствовала возможность устранить выявленные недостатки.
Представители ООО "ЭйТи Консалтинг" на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым к числу замечаний, содержащихся в Протоколе N 1, носящих общий неконкретный характер и детализированных впоследствии приемочной комиссией Заказчика в Протоколе N 3, относятся, но не ограничиваясь, следующие:
- замечание N 6 в приложении N 2 к Протоколу N 1: "Документ содержит неурегулированные внутренние противоречия, включая несоответствие сведений о проведенном обследовании, приведенных в документе (разделы 1.4, 1.5), описанным результатам работ" конкретизировано Заказчиком в приложении N 1 к Протоколу N 3: "В п. 1.5 не указан полный перечень НПА ФАС России, которыми руководствовался исполнитель. Документ содержит гиперссылку на сайт ФАС России, что является недостаточным";
- замечание N 16 в приложении N 2 к Протоколу N 1: "Противоречия в терминах и определениях, используемых по тексту документа (раздел 3.7)" конкретизировано Заказчиком в приложении N 1 к Протоколу N 3: "Дополнить сокращениями и расшифровками "Таблицу 1. Перечень сокращений", используемыми в документе: ЧТЗ, НМЦК, НМЦД, ЭТП, ЛК. Откорректировать описание и дополнить терминами/сокращениями "Таблицу 2 - Термины и сокращения": Дашборд, Предприятия - участники, Атрибут, Оркестратор, Организация-поставщик по категориям в соответствии с разделом 3.7.3.2 Отчета (например: в ТЗ и ЧТЗ различные определения "Дашборд", отсутствует определение "организации-поставщика")";
- замечание N 28 в приложении N 2 к Протоколу N 1: "Отсутствует полный перечень атрибутов пользователя, не определены статусы удаления задачи, проверки (разделы 4.2.1.2, 4.2.1.3)" конкретизировано Заказчиком в приложении N 1 к Протоколу N 3: "В п. 4.2.1.2 ЧТЗ необходимо добавить атрибут - электронная почта. В п. 4.2.1.3 ЧТЗ в таблице 4 не указана возможность формирования статистики по возбужденным делам и вынесенным решениям. Также в соответствии с НПА прием, заполнение сведений в журнал учета заявлений осуществляется ограниченным перечнем уполномоченных лиц, однако в правах доступа у эксперта и руководителя нет указания на ограничение прав. В ЧТЗ отсутствует распределение ролей в зависимости от ЦА ФАС России и ТО ФАС России".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что содержащиеся в приложении N 2 к Протоколу N 1 замечания имеют общий характер, что, в свою очередь, не позволили в полной мере определить недостатки результатов выполнения Работ по 1 этапу Контракта, подлежащие устранению. Вместе с тем в приложении N 1 к Протоколу N 3 содержится исчерпывающий перечень информации, позволяющей ООО "ЭйТи Консалтинг" надлежащим образом устранить соответствующие замечания.
Кроме того, исходя из информации, представленной ООО "ЭйТи Консалтинг" на заседание Комиссии, ООО "ЭйТи Консалтинг" осуществлены фактические затраты на исполнение 1 этапа Контракта в размере 14 285 331,91 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Вместе с тем при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия обращает внимание на то, что, исходя из норм Закона о контрактной системе, включение сведений в Реестр является санкцией за недобросовестное поведение исполнителя по Контракту, выражающееся в намеренном и умышленном неисполнении своих обязательств по Контракту.
Следовательно, основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от исполнения условий Контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к неисполнению или ненадлежащему исполнению Контракта, влекущее нарушение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта.
При этом Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что ООО "ЭйТи Консалтинг" предприняло меры, по исполнению Контракта, в том числе запросило необходимые для выполнения Работ материалы и информацию, представило в регламентированный срок результаты выполнения Работ по 1 этапу Контракта, осуществило действия, направленные на устранение выявленных Заказчиком недостатков, а также учитывая что в ЕИС содержится информация об успешном опыте исполнения ООО "ЭйТи Консалтинг" обязательств по 142 государственным контрактам на сумму 11 860 187 302 рублей, Комиссия приходит к выводу о не включении сведений в отношении ООО "ЭйТи Консалтинг" в Реестр.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "ЭйТи Консалтинг" (ИНН: 7715744096) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2024 г. N 24/44/104/210
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024