На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "КСП" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ПФ ФГБОУ ВО "ВГУВТ" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку готовых блюд для организации питания обучающихся (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0356100024824000019) (далее соответственно - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение размещении информации и документов ООО "Комбинат питания" (далее - Участник) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (далее - Реестр) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571),в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущена заявка Участника с идентификационным номером "79" (ООО "Комбинат питания") на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 17.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная сумма цен товаров, работ, услуг - 1074,65 руб;
4) источник финансирования - бюджет Заказчика;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.05.2024;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки;
7) по результатам рассмотрения заявки принято решение о признании 2 заявок соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) дата проведения процедуры ценовых предложений - 27.05.2024;
9) в период проведения аукциона предложение о сумме цен товаров, работ, услуг подавали 3 участника Аукциона
10) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о сумме цен товаров, работ, услуг - 488,87 руб;
11) Заказчиком с Заявителем заключен контракт от 13.06.2024 N ЭА-19 (реестровый номер в ЕИС - 1526000107624000303).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Участника в Реестре в соответствии с Постановлением N 2571, в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущена заявка Участника с идентификационным номером "79" на участие в Аукционе, поскольку Участником в качестве опыта оказания услуг в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор, не соответствующий требованиям абзаца шестого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в Реестре, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в Реестре, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленной информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31
Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация
и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:
а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышение ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с абзацем шестым подпункта "б" пункта 3
Постановления N 2571 установлено, что договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно Извещению к участникам Аукциона установлены требования в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571 оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления требуют наличие у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания, поставку пищевых продуктов.
Согласно пунктам 1 и 2 графы 3 позиции 33 приложения к Постановлению N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются исполненный договор, акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 по Аукциону (далее - Протокол) заявка Участника отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом Заявителя, а также представил сведения, согласно которым в целях обеспечения к доступа к проводимым на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, участником направлены 08.05.2024 в 12:12 (МСК) информация и документы, содержащие в том числе:
- Договор от 09.10.2020 N 10/20 (далее - Договор) на оказание услуг по организации обслуживания деловых обедов, официальных приемов, организации горячего питания для работников АО "ОДК-СТАР" за счет средств работников, заключенный между Участником и АО "ОДК-СТАР" с ценой в размере 8 549 962 руб;
- акты приемки оказанных услуг к Договору на сумму 725 548,05 руб. (далее - Акты приемки).
Вместе с тем исходя из содержания позиции 33 приложения к Постановлению N 2571 и абзацу шестому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 следует, что при рассмотрении информации документов участников закупок Оператор электронной площадки принимает в качестве подтверждающего документа один исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках.
На заседании Комиссии установлено, что Договор заключен в рамках Закона о закупках.
При этом Комиссией установлено, что в составе документов, направленных Участником в рамках процедуры аккредитации в Реестре в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, содержится информация о ценах актов приемки оказанных услуг по Договору на сумму 725 548,05 руб.,что существенно ниже стоимости Договора, указанной Участником при направлении состава документов.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС Договор находится на стадии исполнения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что направленный Участником в рамках процедуры аккредитации в Реестре в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571 состав документов не подтверждает юридический факт исполнения обязательств по Договору в полном объеме.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что представленный Участником Договор не соответствует требованиям абзаца шесть подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно разместившего информацию об Участнике и документы в Реестре в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 10.07.2024 по делу N П-161/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2024 г. N П-161/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024