На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) осуществив внеплановую проверку действий комиссии по осуществлению закупок УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Административное здание ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0187100000223000001) (далее, соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Комиссией по осуществлению закупок неправомерно признана заявка ООО "Парк-Инвест" (далее - Победитель) соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 02.07.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.07.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.02.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 017 683 558,27 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.04.2023;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупок;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 12.04.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 4 участника Аукциона подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
10) между Заказчиком и Победителем заключен контракт от 26.04.2023 N 01/2023 по цене 949 500 000 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1860102425823000021) (далее - Контракт).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень дополнительных требований установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, к участникам закупок устанавливаются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Кроме того, если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн руб., цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30 % начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43
Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе,если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2023 N ИЭА2 Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что в реестре участников закупок,аккредитованных на электронной площадке, по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 размещены следующие документы Победителя:
- договор генерального подряда от 22.07.2015 N 22-ПИ2015, заключенный между Победителем и ООО "Альфа-Строй" на выполнение работ по строительству объекта "25 этажный дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, 7" (далее - Объект) на сумму 1 957 272 263 руб.;
- акт приемки объекта капитального строительства, а также акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ;
- разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 25.12.2018 N 63-301000-158-2015, выданное Министерством строительства Самарской области.
ФАС России в адрес Министерства строительства Самарской области направлен запрос информации от 08.07.2024 N ПИ/59907/24 о предоставлении оригинала разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию от 25.12.2018 N 63-301000-158-2015.
В ФАС России от Министерства строительства Самарской области поступил ответ от 09.07.2024 N МС/4066 на вышеуказанный запрос, содержащий разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию N 63-301000-158-2015, вместе с тем дата выдачи вышеуказанного разрешения 25.12.2017.
Кроме того, ФАС России направлен в адрес ФНС России запрос информации от 28.06.2024 N ПИ/56826/24 о наличии договорных отношений между Победителем и ООО "Альфа-Строй". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо ФНС России от 03.07.2024
N 31-1-04/0046ДСП@, согласно которому договорные отношения и взаиморасчеты по Договору отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные Победителем документы в качестве подтверждения опыта выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 являются подложными и носят мнимый характер, следовательно, не подтверждают наличие у Победителя опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
Также в адрес Победителя направлен запрос от 28.06.2024 N 28/56828/24 о предоставлении оригинала договора генерального подряда от 22.07.2015 N 22-ПИ2015 (далее - Договор).
Представитель Победителя на заседании Комиссии сообщил, что предоставить копию Договора не представляется возможным в связи с утратой соответствующего оригинала Договора.
Таким образом, действия Победителя, выразившиеся в непредставлении на заседании Комиссии информации и документов, образуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 КоАП.
Комиссия обращает внимание, что на основании пункта 33 Правил, а также в целях недопущения предоставления Победителем недостоверной информации о наличии необходимого опыта выполнения работ для обеспечения победы в закупках ФАС России передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер реагирования в рамках компетенции.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях ООО "Парк-Инвест" наличие признаков состава административного правонарушения.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 11.07.2024 по делу N П-159/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать в правоохранительные органы материалы от 11.07.2024 по делу N П-159/24 для рассмотрения вопроса о принятии мер реагирования в рамках компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2024 г. N П-159/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024