Резолютивная часть решения оглашена 10.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "Эндовидео группа" - М.Г. Аксельрода (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "Эндовидео группа" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку Эндоскопа (для нижних отделов желудочно- кишечного тракта) (Колоноскоп) (реестровый номер 0346300022924000098) (далее - закупка, закупка у единственного поставщика, электронная закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав пояснения представителя заявителя, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба ООО "Эндовидео группа" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении закупки (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Тербунская районная больница"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заказчик, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. Представитель заявителя сообщил, что проведение закупки согласно ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе не позволяет заявителю принять участие в закупке. Кроме того, по мнению представителя заявителя, выбор характеристики изделия "вывод изображения - окуляр" свидетельствует о приобретении гибкого эндоскопа (фиброколоноскопа). В связи с чем, представитель заявителя полагает, что начальная (максимальная) цена контракта заказчиком завышена и является наиболее подходящей для закупки видеоэндоскопа, которому должна соответствовать характеристика товара "вывод изображения - монитор".
Также представитель заявителя пояснял, что эндоскоп не может быть использован без дополнительного оборудования (видеопроцессора, видеокамеры, источника света и т.д.), а приобретение оборудования в совокупности с эндоскопом позволяет добиться совместимости при работе. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил возражения на жалобу, а также затребованные документы. Извещение о проведении закупки размещено заказчиком 04.07.2024 в ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 589 000,00 руб. Объектом закупки является поставка Эндоскопа (для нижних отделов желудочно- кишечного тракта) (Колоноскоп). 05.07.2024 в ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЗТ1, из которого следует, что на момент окончания срока определения заявок на участие в закупке товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, оператором определены 2 заявки, соответствующие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и содержащие наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, при закупке товара в соответствии с настоящей частью извещение об осуществлении закупки, предусмотренное пунктом 3 настоящей части, должно содержать в том числе обоснование цены контракта у единственного поставщика. При рассмотрении жалобы установлено, что извещение о проведении закупки содержит приложение - "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта". Исходя из обозначенного приложения начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (приведены цены за единицу товара, полученные у 3 поставщиков). Исходя из приведенного следует, что требования п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе о наличии в извещении о проведении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком соблюдены. Вместе с тем, контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия контрольного органа в сфере закупок. Данными полномочиями, в силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу требований п. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, в случаях, п редусмотренных п унктами 4 - 5 .2 части 1 настоящей статьи , в электронной форме с использованием электронной площадки может осуществляться на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, закупка, по результатам которой заключается контракт на поставку товара или контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно- телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей части также - товар). Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, л ибо закупки товара на сумму, предусмотренную ч астью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
Таким образом, поскольку в рамках проведения рассматриваемой электронной закупки приобретается товар на сумму, не превышающую 5 000 000 руб., то заказчик на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вправе осуществлять данную закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. С учетом изложенного, заказчиком не допущено нарушений при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка товара в соответствии с настоящей частью осуществляется в следующем порядке:
1) в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, предусмотренных настоящей частью, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки к поставкам:
а) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен н ормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч астями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона). В случае отсутствия такого документа (или его копии) такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
д) е диница измерения товара по общероссийскому кл ассификатору , используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
ж) минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам. При этом такое количество товара может быть указано с учетом предусмотренных подпунктом "з" настоящего пункта субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
з) наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно- территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
и) срок действия предварительного предложения, который не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части;
к) и нформацию и документы, предусмотренные п одпунктами "н" - " п" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона ;
л) минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) с рок (сроки) поставки товара с учетом предусмотренных п одпунктами "ж" и "з " настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов), муниципального (муниципальных) округа (округов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам. Предусмотренные настоящим подпунктом сроки поставки товара исчисляются календарными днями и указываются в предварительном предложении в календарных днях. При этом неуказание в соответствии с настоящим подпунктом минимального (минимальных) или максимального (максимальных) срока (сроков) означает согласие участника закупки со сроком поставки товара, предусмотренным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части;
2) раз мещение предварительного предложения в соответствии с п унктом 1 н астоящей части означает согласие участника закупки н а направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении з акупок в соответствии с п одпунктом "в" пункта 3 настоящей части . При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящей части. Участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 настоящей части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения. При этом такие изменения применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после размещения на электронной площадке таких изменений;
3) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (требования к составу извещения установлены в пп. "а" - "е" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе);
5) в течение одного часа с момента размещения в единой информационной с истеме извещения об осуществлении закупки оп ератор электронной площадки с учетом положений пункта 8 настоящей части с использованием электронной площадки:
а) оп ределяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в с соответствии с п унктом 1 настоящей части , не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в и звещении об осуществлении закупки в соответствии с п одпунктами "в" и "е " пункта 3 настоящей части, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части;
б) п рисваивает к аждой заявке на участие в закупке, предусмотренной п одпунктом "а" настоящего пункта, идентификационный номер, порядковый номер в порядке возрастания ц ены за единицу товара, предусмотренной п одпунктом "е" пункта 1 настоящей части . Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара. В случае, если несколько заявок на участие в закупке содержат одинаковую цену за единицу товара, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, разместившим в соответствии с пунктом 1 настоящей части предварительное предложение в отношении такого товара ранее других участников закупки. В случае, если в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта определена одна заявка на участие в закупке, такой заявке присваивается первый порядковый номер;
в) н аправляет заказчику заявки н а участие в закупке (с указанием присвоенных в с соответствии с п одпунктом "б" настоящего пункта порядковых номеров), предусмотренные п одпунктом "а" настоящего пункта и содержащие информацию и документы, п редусмотренные п одпунктами "а" - "е " и "к" пункта 1 настоящей части, п унктом 2 части 6 с татьи 43 настоящего Федерального закона ;
г) в случае указания участником закупки в предварительном предложении в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 настоящей части максимального количества товара блокирует количество товара, указанное в соответствии с таким подпунктом в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части количества закупаемого товара;
6) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) п ринимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления и нформации и документов, предусмотренных п одпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в и звещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных п унктами 3 - 6 , 8 ч асти 12 статьи 48 настоящего Федерального закона ;
б) на основании решений, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый н омер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной п одпунктом "е" п ункта 1 настоящей части, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в с соответствии со с татьей 14 настоящего Федерального закона . Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, или являющейся единственной заявкой, которая не отклонена в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;
в) формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке, а также размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, идентификационные номера заявок и номера реестровых записей участников закупки, заявки которых направлены заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части;
7) заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона. Из вышеизложенных норм следует, что все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС вправе принять участие в закупке, проводимой в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, а именно путем заблаговременного формирования участником закупки предварительного предложения о поставке товара согласно требованиям п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе. Именно размещение предварительного предложения участником закупки означает его согласие на последующее направление оператором электронной площадки заказчикам предложения участника о поставке товара, соответствующего требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок. После того, как заказчиком будет сформировано и размещено в ЕИС и на электронной площадке извещение о проведении закупки оператор электронной площадки путем отбора заявок, направит заказчику те предложения о поставке товаров, ранее сформированные участниками закупки, которые соответствуют требованиям извещения о проведении такой процедуры. При таких обстоятельствах, электронная закупка, предусмотренная ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, обладая спецификой и определенным порядком ее проведения, не ограничивает участников закупки на участие в ней. Подпунктом "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, проводимой в порядке настоящей статьи, в числе прочего, должно содержать наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Постановлением N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки. При этом, согласно п. 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования каталога и Правил использования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Исходя из указанных норм, следует, если при осуществлении закупки предусматривается поставка товара, соответствующая позиция для которого имеется в КТРУ, то при осуществлении закупки заказчик должен применить такую позицию КТРУ, а закупаемый товар описать в строгом соответствии с позицией КТРУ В извещении о проведении закупки в информации об объекте закупки указано наименование товара: Колоноскоп гибкий и код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000995.
Установлено, что заказчик описал товар в соответствии с требованиями позиции КТРУ 26.60.12.119-00000995.
Проанализировав позицию КТРУ "Колоноскоп гибкий" 26.60.12.119-00000995.
Комиссия приходит к выводу, что позицией не предусмотрено дополнительное оборудование. Как следует из письменных пояснений заказчика, в рассматриваемом случае приобретается колонофиброскоп, на что указывает характеристика "вывод изображения - окуляры". В связи с чем, заказчику не требуется ни видеопроцессор, ни монитор, ни видеокамеры, а необходим только источник света, который осуществляет функцию подачи пучка света в канал колонофиброскопа и дальнейшего освещения операционного поля.
Согласно пояснениям заказчика, в рамках выделенных средств на приобретение эндоскопа (для нижних и верхних отделов желудочно-кишечного тракта) (Колоноскоп), отсутствует возможность приобрести дополнительное оборудование. Ввиду чего, заказчиком было принято решение о приобретении колонофиброскопа совместимого с источником света, имеющимся в учреждении. С учетом изложенного, заказчик осуществил описание товара в соответствии с подходящей позицией КТРУ, требованиями Правил, что согласуется с положениями пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Эндовидео группа" на действия заказчика при проведении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку Эндоскопа (для нижних отделов желудочно-кишечного тракта) (Колоноскоп) (реестровый номер 0346300022924000098) необоснованной.
2. Передать жалобу в Управление финансов Липецкой области в части рассмотрения довода, касающегося определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Заместитель председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии: С.С. Кажушко
2024-6027
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 июля 2024 г. N 048/06/106-591/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024