Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 16.07.2024.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России; Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение, поступившее от избирательной комиссии Липецкой области, содержащее информацию об уклонении индивидуального предпринимателя Волкова Дмитрия Владимировича от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых (реестровый номер 0146200004024000018), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проведена внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии индивидуального предпринимателя Волкова Дмитрия Владимировича и представителя избирательной комиссии Липецкой области - А.А. Валяевой (по доверенности).
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. В Липецкое УФАС России 08.07.2024, в порядке, установленном ст. 104 Закона о контактной системе, от избирательной комиссии Липецкой области (далее по тексту также - заказчик) поступило обращение об уклонении индивидуального предпринимателя Волкова Дмитрия Владимировича (далее по тексту также - ИП Волков Д.В., индивидуальный предприниматель) от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых (реестровый номер 0146200004024000018).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЗК1, на участие в закупке поступила единственная заявка - ИП Волкова Д.В., признанная соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. Порядок заключения контракта по итогам электронных процедур установлен ст. 51 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системы, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального Закона.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается. Проанализировав сведения из личного кабинета заказчика о процедуре заключения контракта в ЕИС, представленные заказчиком, Комиссией установлены следующие обстоятельства. 03.07.2024 - в установленный законодательством срок, заказчик разместил в ЕИС проект контракта для подписания ИП Волковым Д.В. Регламентированный срок для подписания проекта контракта индивидуальным предпринимателем - 04.07.2024. 05.07.20224 оператор электронной площадки направил уведомление об уклонении ИП Волкова Д.В. от заключения контракта. В связи с изложенным, ИП Волков Д.В. не подписал проект контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. 08.07.2024 заказчиком принят протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта. Следовательно, в рассматриваемом случае, поскольку индивидуальный предприниматель не подписал проект контракта в регламентированный срок, заказчик правомерно признал его уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет в числе прочего следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. По своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности.
В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лица является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. На заседании Комиссии ИП Волков Д.В. пояснил, что при подписании проекта контракта возникли технические проблемы, не позволившие его подписать. Индивидуальный предприниматель также сообщил, что заказчиком объявлена повторная закупка на поставку кондиционеров бытовых, на участие в которой он уже подал заявку. В материалы дела ИП Волковым Д.В представлен документ, подтверждающий, что им закуплен необходимый товар для поставки заказчику в рамках контракта. Рассмотрев материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что факт недобросовестного поведения единственного участника закупки при заключении контракта не является очевидным. Представленные индивидуальным предпринимателем доказательства свидетельствуют об отсутствии у него намерений уклоняться от заключения контракта. Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" п. 14 Правил,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении индивидуального предпринимателя Волкова Дмитрия Владимировича (ИНН 482613355230).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-6064
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 июля 2024 г. N РНП-48-84с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024