Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 19.07.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: зам.председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: Т.С. Рябкова -заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение администрации Данковского муниципального района Липецкой области РФ (далее по тексту также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.06.2024 N 0846600000324000090 на поставку саженцев (реестровый номер контракта 3480300250024000038), заключенного с индивидуальным предпринимателем Шишковым Артемом Владимировичем (далее по тексту также - поставщик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000324000090, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта. Указанное обращение заказчиком размещено в ЕИС 09.07.2024.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителя поставщика: В.В. Шишкова (по доверенности). Представитель поставщика сообщил, что поставщик действительно нарушил срок исполнения своих обязательств по контракту. Тем не менее он приступил к посадке деревьев.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 04.06.2024 заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт N 0846600000324000090 на поставку саженцев (реестровый номер контракта 3480300250024000038) (далее -контракт; договор). Разделом 1 контракта определено, что поставщик обязуется поставить Заказчику саженцы для озеленения территории (далее - Товар) по наименованиям, в количестве и ассортименте, указанном в техническом задании (Приложение N 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в п. 4.2. настоящего Контракта.
Согласно разделу 4 контракта место поставки: территория Данковского района. Согласование точных мест выгрузки саженцев в границах населенных пунктов Данковского района согласовывается после заключения контракта, список сельсоветов и количество саженцев указано в Техническом задании (Приложение N2 к Контракту). Поставщик поставляет Заказчику Товар надлежащего качества в течение 10 календарных дней, с даты заключения Контракта. Перед началом осуществления поставки посадочного материала Поставщику необходимо: предоставить Заказчику документы, подтверждающие происхождение и качество саженцев, а именно: накладные, разрешение "Россельхознадзора" в случаях, предусмотренных законодательством РФ; после заключения Контракта, но не позднее, чем за 3 дня до поставки, предоставить фотоматериалы саженцев с закрытой корневой системой. Поставка саженцев осуществляется:
- Поставщиком путем отгрузки саженцев собственным транспортом по адресам, определенным Заказчиком;
- Поставщик своими силами и за свой счет должен обеспечить погрузку/разгрузку поставляемых саженцев; в присутствии представителя Заказчика в рабочие дни с 08.00 до 17.00 (выходные дни по согласованию с Заказчиком). Следовательно, обязательства по контракту должны быть исполнены не позднее 14.06.2024.
Из представленных сторонами документов, а также сведений ЕИС следует, что поставщик в срок, установленный в контракте, не исполнил свои обязательства по контракту. Документы о приемке поставщиком в ЕИС не размещены.
Таким образом, поставщиком нарушен срок исполнения обязательств по контракту. 21.06.2024 заказчик разместил в ЕИС претензию поставщику от 20.06.2024, в которой констатировал факт неисполнения им обязательств по состоянию на 19.06.2024. 28.06.2024 заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое на основании п. 9.5 контракта - в связи с нарушением сроков поставки более 7 календарных дней.
Согласно п. 9.5 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями частей 8-11, 13-19, 21- 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ и в случаях: 9.5.1.
Нарушения Поставщиком сроков поставки более 7 календарных дней. 9.5.2.
Установления факта проведения ликвидации Поставщика - юридического лица или наличия решения Арбитражного суда о признании Поставщика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства. 9.5.3.
Несоблюдения (отступления от требований, предусмотренных настоящим Контрактом, документацией, стандартами, нормами и правилами, а также иными действующими нормативно-правовыми актами) Поставщиком требований по качеству Товар. 9.5.4.
Установление факта приостановления деятельности Поставщика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Приняв решение от 21.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик выполнил все требования статьи 95 Закона о контрактной системе. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия указанного решения.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Дата вступления решения заказчика в законную силу и расторжения контракта - 09.07.2024.
В материалы дела поставщик представил информацию и фотографии, указывающие на то, что 29.06.2024 он произвел посадку 94 деревьев. Вместе с тем, по условиям контракта поставщик должен осуществить поставку и посадку более 1 300 растений. Из представленных материалов следует, что до вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик так и не исполнил свои обязательства по контракту. Следовательно, оснований для отмены решения у заказчика не имелось. По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Неисполнение поставщиком условий контракта по поставке товара, соответствующего условиям контракта, послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поставщик, как субъект предпринимательской деятельности, принимая решение об участии в закупке, должен был проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы, а также принял риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок. Поставщик в качестве доказательств намерения осуществить обязательства по контаркту представил копии заключенных договоров на приобретение саженцев. Однако, данные договоры заключены в апреле текущего года - до размещения заказчиком извещения о проведении закупки и, соответственно, до заключения рассматриваемого контракта.
Таким образом, данные договоры не могут свидетельствовать о направленности действий по исполнению контракта, заключенного с заказчиком. Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что поставщиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. О таких обстоятельствах до истечения срока поставки товара поставщик не уведомлял.
Таким образом, факт недобросовестного поведения поставщика, выразившегося в уклонении от надлежащего исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки, подтвержден материалами дела. Поведение поставщика свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту. На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие:
- принятие поставщиком мер для надлежащего исполнения условий контракта, - что надлежащее исполнение поставщиком обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения в отношении индивидуального предпринимателя Шишкова Артема Владимировича (ИНН 711206860286) в связи с односторонним отказом администрации Данковского муниципального района Липецкой области РФ от исполнения муниципального контракта от 04.06.2024 N 0846600000324000090 на поставку саженцев (реестровый номер контракта 3480300250024000038; ИКЗ 243480300250048030100100400010210244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: Т.Н. Ролдугина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 16 июля 2024 г. N РНП-48-88-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024