Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района - (на основании доверенности),
представители индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района при проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069),
УСТАНОВИЛА:
14.07.2024 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (далее - Заявитель, ИП Пономарев М.Д.) на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района (далее - Заказчик, МБУК "ЦКС") при проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы, положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0153300051924000069 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района просил признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
01.07.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 162 763,30 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна быть указана в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, включение заказчиком в извещение о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель в жалобе ссылается на установление Заказчиком характеристик, указывающих на избыточность потребительских свойств товара, одновременно отмечая, что описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку ИП Пономарев М.Д. не имеет возможности определить, какой товар подходит под описание объекта закупки, размещенное МБУК "ЦКС" в единой информационной системе в сфере закупок.
Кроме того, согласно доводу Заявителя описание объекта закупки составлено Заказчиком таким образом, что нет идеально подходящей модели позиция "Акустическая система Идентификатор: 155063272". Помимо прочего техническое задание составлено с некорректно, поскольку требуются взаимоисключающие характеристики "Наличие сквозного выхода аналогового аудиосигнала Да" и "Наличие выхода LINK OUT (после обработки) Нет" - по факту разъемы с маркировкой OUTPUT/THRU/LINK OUT [Выход/Сквозной канал/Наружный вывод] это одно и то же. "Количество полос 2.5 Миллиметр" - единицы измерения указаны некорректно. Акустические системы с количеством полос 2.5 встречаются на рынке крайне редко.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что в жалобе не представлено сведений о конкретном производителе, характеристики которого полностью подходят под описание объекта закупки Заказчика, равно как подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих невозможность формирования участниками закупки предложения относительно характеристик предлагаемых к поставке товаров, удовлетворяющих требованиям извещения, а также не приведено доказательств, подтверждающих факт ограничения количества участников рассматриваемой закупки.
Ссылаясь на установление Заказчиком избыточных потребительских свойств товара, ИП Пономарев М.Д. в своей жалобе не указывает, какие именно характеристики товара являются избыточными и препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает противоречие довода ИП Пономарева М.Д. о том, что он не имеет возможности определить, какой товар подходит под описание объекта закупки, доводу об установлении Заказчиком требований, свидетельствующих о конкретном производителе.
Комиссией Оренбургского УФАС России принимается во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе ввиду установления в документации об электронном аукционе требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Помимо прочего Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе обращения. Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Индивидуальный предприниматель Пономарев Михаил Дмитриевич на рассмотрение дела не явился, в этой связи уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
Таким образом, на основании представленных материалов дела Комиссия Оренбургского УФАС России находит указанные доводы Заявителя необоснованными.
Согласно доводу Заявителя модели товаров, на основании которых обосновывалась начальная (максимальная) цена контракта, не соответствуют требованиям описания объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
а) плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых (за исключением плановых проверок в отношении банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, исходя из положений ч. 3 и п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя в части правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Оренбургском УФАС России не подлежит рассмотрению.
Также Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно не устанавливает в описании объекта закупки объем услуг по монтажу, что нарушает требования п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информации об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно размещенному Заказчиком разъяснению положений извещения об осуществлении закупки от 05.07.2024 N РИ1 "монтажные и иные виды работ исключены из проекта контракта".
Пунктами 2.2, 3.3.1 проекта контракта установлены следующие условия:
"2.2. Цена Контракта включает общую стоимость всего Товара, включая все расходы Поставщика, в том числе стоимость упаковки, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, расходы на доставку, установку, инструктаж, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением настоящего Контракта_
3.3.1. Поставщик обязан поставить Заказчику Товар надлежащего качества на условиях настоящего Контракта по адресу Оренбургская область, Адамовский район п. Теренсай, ул. Центральная, 4. Произвести пуско-наладочные, а также провести инструктаж уполномоченных заказчиком сотрудников по обслуживанию, поставленного товара".
В письменных пояснениях относительно отсутствия схемы прокладки кабеля МБУК "ЦКС" отмечает, что данная схема не требуется, поскольку на приложенном к извещению о проведении закупки снимке наглядно указано, каким образом будет располагаться аппаратура. Проектная документация для проведения работ по подключению акустической системы, сабвуфера, микрофона и усилителя мощности не требуется. Монтажные работы подразумевают только сборку аппаратуры и её настройку, штробить стены необходимости нет.
Таким образом, из существа размещенного Заказчиком разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 05.07.2024 N РИ1 следует изменение сути извещения, что является нарушением ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи тем, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
Согласно доводу заявителя заказчиком были опубликованы ответы на запросы разъяснения, которые не содержат предмета запроса разъяснений.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика поступили запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069) от 05.07.2024 N РИ1 и от 09.07.2024 N РИ2.
Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что представленные Заказчиком разъяснения положений извещения об осуществлении закупки не содержат указания предмета запроса, что является нарушением ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи тем, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района при проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069) частично обоснованной.
2. Признать Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района нарушившим ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района при проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069) в части обоснования начальной максимальной цены контракта оставить без рассмотрения.
6. В части обоснования начальной максимальной цены контракта передать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная клубная система" отдела культуры администрации муниципального образования Адамовского района при проведении аукциона в электронной форме на приобретение, доставку, установку и ввод в эксплуатацию светового и звукового оборудования для обеспечения и укрепления материально-технической базы Теренсайского СДК (номер извещения N 0153300051924000069) в Финансовый отдел администрации Адамовского района для рассмотрения по подведомственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 июля 2024 г. N 056/06/106-806/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024