Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Комитета по строительству и инженерной защите Администрации МО "Город Саратов" о включении ООО "Строительномонтажный трест" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300000524000002 "Капитальный ремонт объекта: "Сооружение - причальная стенка (инженерная городская защита), лит. I, протяженностью 642 п.м по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, от примыкания двухъярусной набережной городского участка до примыкания к Казанскому мосту через Глебучев овраг, б/н" (капитальный ремонт: причал 6-7)" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
08.07.2024 Комитет по строительству и инженерной защите Администрации
МО "Город Саратов" представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Строительно-монтажный трест" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300000524000002 "Капитальный ремонт объекта: "Сооружение причальная стенка (инженерная городская защита), лит. I, протяженностью 642 п.м по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, от примыкания двухъярусной набережной городского участка до примыкания к Казанскому мосту через Глебучев овраг, б/н" (капитальный ремонт: причал 6-7)" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Комитет по строительству и инженерной защите Администрации МО "Город Саратов" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 400 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЭА1 заявка ООО "Строительномонтажный трест" (далее- Общество, Подрядчик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
16.04.2024 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения Аукциона заключён муниципальный контракт N 3-ЭА с реестровым номером 3645205177024000004 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Сооружение - причальная стенка (инженерная городская защита), лит. I, протяженностью 642 п.м по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, от примыкания двухъярусной набережной городского участка до примыкания к Казанскому мосту через Глебучев овраг, б/н" (капитальный ремонт: причал 6-7) (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту объекта: "Сооружение - причальная стенка (инженерная городская защита), лит. I, протяженностью 642 п.м по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, от примыкания двухъярусной набережной городского участка до примыкания к Казанскому мосту через Глебучев овраг, б/н" (капитальный ремонт: причал 6-7) (далее - Работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять качественно выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 2.2 Контракта Сроки выполнения работ:
Начало выполнения работ: с 13.05.2024 г.
Окончание выполнения работ: 30.08.2024 г.
Пунктом 5.3.5. Контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 14.9. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Подрядчиком Контракта.
25.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 25.06.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 05.07.2024.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято в связи с тем, что обязательства, предусмотренные контрактом, Обществом не были выполнены.
Согласно письму ООО "Стандарт качества" N 18-06/2024 от 18.06.2024, осуществляющего строительный контроль на объекте: по состоянию на 18.06.2024 Подрядчик не приступил к выполнению работ по капитальному ремонту объекта.
05.07.2024 представители Заказчика выехали на объект и установили, что Подрядчик не приступил к работам.
ООО "Строительно-монтажный трест" уведомлен о рассмотрении информации надлежащим образом, какие-либо объяснения в адрес Комиссии не представил. Представитель от Общества в рассмотрении информации не участвовал.
Доказательств наличия у ООО "Строительно-монтажный трест" каких-либо иных обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, Комиссии не представлено.
Комиссией Саратовского УФАС России в ходе рассмотрения данной информации установлено, что в течении установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока Подрядчиком нарушения не устранены.
Обществом также не предприняты меры по окончанию выполнения работ на объекте, а также не указаны объективные причины невыполнения работ в сроки, предусмотренные Контрактом, а также невозможности окончания выполнения работ в срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Саратовского УФАС России учтен факт, что данная закупка проводилась для реализации муниципальных нужд и объект является социально значимым, в связи с чем, действуя разумно и добросовестно, учитывая высокую общественную значимость работ на объекте и в целях надлежащего исполнения обязательств в ходе исполнения контракта Подрядчику было необходимо соблюдение сроков выполнения работ. Нарушение сроков выполнения работ могло повлечь за собой нарушения прав граждан, которые не получили возможность использовать объект по назначению.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-62165/2020 по делу N А65-26622/2019.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства. В связи с тем, что ООО "Строительно-монтажный трест" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация о ООО "Строительно-монтажный трест" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Комитетом по строительству и инженерной защите Администрации МО "Город Саратов" в отношении ООО "Строительно-монтажный трест" включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Строительномонтажный трест" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 июля 2024 г. N 64-188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024